На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Одесскому академическому театру музыкальной комедии имени М.Г. Водяного 60 лет

АХ, ЮБИЛЕЙ, ЮБИЛЕЙ!


Свою юбилей театр отметил ярким праздничным концертом, в котором приняли участие корифеи театра, ведущие мастера сцены и молодежь, а также артисты хора, балета и оркестра, которые продемонстрировали высокое мастерство, музыкальность, ансамблевую культуру исполнения — черты, столь характерные для этого замечательного коллектива на протяжении всей его шестидесятилетней истории.
А начиналось все так.
Во Львове в 1946 году усилиями режиссеров Демьяна Козачковского и Изакина Гриншпуна, а также директора будущего театра А. Подшебиткина на студийных началах была собрана группа молодых талантливых артистов — Евгения Дембская, Михаил Водяной, Владимир Чекалов, Илья Городецкий и непревзойденный комик Эммануил Либерро. Чуть позже к ним присоединились Николай Удод, Надежда Бухарина и Идалия Иванова. Из Москвы приехала Маргарита Дёмина, из Киева — Юрий Дынов. За дирижерским пультом стоял Иван Кильберг, хором руководил Ефим Макаревич, танцы ставил Иван Вишняков.
Свою творческую биографию театр начал постановкой спектакля на музыку Никиты Богословского "Одиннадцать неизвестных". Премьера состоялась 23 марта 1947 года и прошла с большим успехом. Эту дату принято считать днем рождения театра.
Поверив в свои творческие силы и возможности, театр решил обратиться к классике. Режиссер Киевской оперы народный артист Украины В. Скляренко осуществил постановку оперетты Имре Кальмана "Сильва". Блестящей исполнительницей заглавной роли была талантливая артистка Е. Дембская. Партия Сильвы оказалась звездной в творческой судьбе актрисы.
Театр много и напряженно работал, обогащая репертуар новыми постановками. Среди лучших спектаклей театра начала пятидесятых годов назовем "Мадемуазель Нитуш", "Холопку", "У голубого Дуная", "Свадьбу в Малиновке". Но особенно удалась коллективу оперетта И. Дунаевского "Вольный ветер". Этим спектаклем Львовский театр начал свою деятельность в Одессе, куда он был переведен в 1953 году, поменявшись адресами с Театром Советской Армии.
Одесса с радостью приняла Львовский театр, она запомнила его успешные гастроли в 1950 году, проходившие на сцене Украинского музыкально-драматического театра.
Одесситы любили оперетту — ведь еще совсем недавно в городе работал коллектив одесской оперетты, и кумирами зрителей были актеры Г. Быховская, Е. Гловацкая, Г. Юркевич, Л. Джавар, Н. Черная, Г. Доре, Э. Высоцкий, А. Соколинский, Н. Блащук, М. Дашевский, танцовщицы А. Иванова и А. Золотницкая. По приглашению известного театрального деятеля Е.М. Блоха в 1946 году из Киева в Одессу приехал дирижер А.С. Пресич, поднявший музыкальную культуру театра на новую, более высокую ступень.
Но в 1949 году без видимой причины коллектив одесской оперетты был расформирован.
Открыв свой первый сезон в Одессе спектаклем "Вольный ветер", Львовский театр начал новую жизнь, полную творческих поисков и дерзаний.
В театр пришли молодые талантливые артисты Л. Сатосова, С. Крупник, В. Применко, В. Алоин, Э. Силин, С. Файер, Б. Боровский, дирижеры Е. Винницкий и Е. Дущенко.
В состав труппы влились артисты одесской оперетты Е. Гловацкая, Л. Джавар, М. Дашевский. Директором был назначен Д. Островский, сделавший много доброго для театра и артистов.
Замечательный режиссер-новатор Изакин Абрамович Гриншпун наряду с постановками спектаклей классического репертуара начал проявлять интерес к современным авторам, к произведениям на одесскую тематику, утверждая на сцене театра новые эстетические принципы. Одним из таких спектаклей в постановке И. Гриншпуна была оперетта И. Дунаевского "Белая акация". Радостно зазвучали яркие мелодии партитуры, а первые звуки "Песни об Одессе" в исполнении И. Ивановой стали позывными города. Спектакль превратился в своеобразную эмблему театра, его визитную карточку. Его необыкновенной популярности способствовала экранизация студией "Молдова-фильм".
"Белая акация" оказалась первой ласточкой в серии постановок о нашем городе: "На рассвете" и "Четверо с улицы Жанны" О. Сандлера, "У родного причала" В. Соловьева-Седого. Трилогия об Одессе (пьесы Г. Плоткина) в постановке режиссера Матвея Абрамовича Ошеровского явилась крупной творческой победой театра. Спектакли И. Гриншпуна и М. Ошеровского прославили театр, сделали его знаменитым и любимым в Одессе и во всей стране. Гастрольные поездки театра в Москву снискали ему любовь и признание столичного зрителя. Театр был желанным гостем в Киеве и Ленинграде, Минске и Риге, Кишиневе, Тбилиси, Свердловске, Харькове, Севастополе, а также за рубежом.
Довольно часто руководство театра приглашало ставить спектакли известных режиссеров: Н. Смолича, С. Штейна, И. Беркуна, Б. Пиковского, Э. Митницкого, Б. Рябикина. Был период, когда во главе театра стоял талантливый режиссер Юлий Гриншпун — сын И.А. Гриншпуна. Постановки этих мастеров с участием художников М. Виноградова, Г. Месхишвили, Л. Файленбогена, М. Ивницкого и других отличались оригинальными творческими решениями и удачными находками.
На протяжении многих лет театр предлагал зрителю постановки спектаклей "Кому улыбались звезды" Б. Александрова, "Цветок Миссисипи" Дж. Керна, "Целуй меня, Кет" К. Портера, "Вторая свадьба в Малиновке" И. Поклада, современные водевили "Возраст женщины" В. Семенова и "Журавль в небе" А. Колкера, лирическую драму "Черный дракон" Д. Медуньо, бытовую комедию Г. Канчели "Проделки Ханумы" и острый политический памфлет "Мой безумный брат" Г. Цабадзе, а также музыкальные комедии "Невесты не должны плакать" О. Сандлера и "Старые дома" О. Фельцмана.
На сцене театра утверждается мюзикл как жанр современной музыкальной драмы — "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и "Человек из Ламанчи" М. Ли, а также лирическая "Поздняя серенада" В. Ильина по пьесе А. Арбузова.
В последние годы театр обратился к произведениям жанра рок-оперы. Довольно успешно на подмостках театра разыгрывается трагедия В. Шекспира "Ромео и Джульетта" на музыку талантливого одесского композитора, безвременно ушедшего из жизни, Евгения Лапейко. Спектакль поставил своеобразный рекорд популярности, привлекая внимание как молодежи, так и зрителей старшего поколения. "Ромео и Джульетта" — спектакль высокой сценической культуры (постановка В. Ковтуна) — стал подлинным событием театральной жизни Одессы.
Основой репертуара театра всегда была классика, и коллектив с радостью обращался к классическому наследию.
С афиши не сходили "Сильва", "Фиалка Монмартра", "Марица", "Летучая мышь", "Веселая вдова", "Принцесса цирка", "Цыганский барон" и др.
Более четверти века театр размещался на Греческой, 48. Это были незабываемые годы в его жизни. В 1981 году коллектив переехал в новое здание, специально для него построенное (архитектор Г.В. Топуз).
Положительными аспектами нового здания театра были большая сцена, обширный зрительный зал, просторные служебные помещения. Но маленький уютный зал старого театра помнят и любят до сих пор. Милое сердцу здание вдохновляло артистов и дарило радость зрителям.
Публика шла на спектакли с участием М. Водяного, М. Деминой, Е. Дембской, Л. Сатосовой, И. Ивановой, С. Крупника, Э. Силина, Б. Никитина, Г. Смирновой, В. Алоина, Ю. Дынова, С. Файера, Н. Кочкина, Ю. Осипова, Н. Удода, восторгалась Г. Жадушкиной, В. Фроловой, Т. Тищенко, Н. Завгородней, О. Оганезовой, с восхищением принимала искусство В. Фролова, С. Ковалевского, Н. Завгороднего, П. Коломийчука.
В этом созвездии замечательных имен артистов первой величины блистало имя народного артиста СССР Михаила Григорьевича Водяного.
Выдающийся артист уже при жизни стал легендой. Роли, сыгранные М. Водяным (а их было более ста), стали классикой: Яшка-буксир ("Белая акация"), Мишка Япончик ("На рассвете"), Альфред Дулиттл ("Моя прекрасная леди"), Галушка ("Кому улыбаются звезды"), Санчо Панса ("Человек из Ламанчи"), Попандопуло в спектакле "Свадьба в Малиновке". Одна из последних ролей артиста — Тевье-молочник в мюзикле Джерри Бока (пьеса Джозефа Стейна) "Скрипач на крыше" по повести Шолом-Алейхема "Тевье-молочник". Премьера состоялась в марте 1987 года.
Для исполнителя главной роли "Скрипач на крыше" оказался лебединой песней — 11 сентября этого же года артист ушел из жизни. Он хотел сыграть еще много ролей — его заветной мечтой была роль Чарли Чаплина по мотивам кинофильма "Огни большого города". Одесский композитор А. Красотов уже начал писать музыку к спектаклю, но постановке не суждено было осуществиться.
В январе 1995 года Театру музыкальной комедии было присвоено имя М.Г. Водяного.
С годами зрительская любовь к театру не ослабевает. Симпатии публики вызывают новые спектакли, молодые талантливые артисты, исполнители в "легком", но таком трудном жанре, представляющем собой сложный синтез разных видов театрального искусства — драмы, музыки, вокала, балета.
Администрация и художественное руководство театра — директор Е. Редько, главный дирижер А. Певцов, главный хормейстер Ю. Топузов, главный балетмейстер И. Дидурко и главный художник С. Зайцев — стремятся обеспечить высокий уровень спектаклей театра, достойного звания "академический".
И хотя театр переживает сегодня не лучшие времена, коллектив полон оптимизма и надежды на возвращение былой заслуженной славы Одесского театра музыкальной комедии.
Юбиляров принято поздравлять, что мы и делаем с большим удовольствием. Что касается пожеланий — пусть они будут только самыми добрыми и обязательно исполнятся.

Семен КОГАН.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.