На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

С песней по жизни


Так назвал одну из своих книг талантливый артист, певец, музыкант и дирижер, авторитетнейший Мастер эстрады, создатель театрализованного джаза, всенародный любимец, первый в истории отечественной эстрады удостоенный высокого звания народного артиста СССР, яркая личность, человек, ставший при жизни легендой, - Леонид Осипович Утесов. Он пел вместе с народом песни, оставившие глубокий след в сердцах нескольких поколений людей. Его творчество составило эпоху в истории песенной культуры нашей страны.
25 лет тому назад Л. Утесов ушел из жизни.

"Родился он...
Ну где он мог родиться?
Конечно же, в Одессе!
Где же еще?"

Леонид Осипович Утесов (настоящая фамилия Вайсбейн) родился в Одессе вблизи знаменитой Молдаванки, в доме № 11 по Треугольному переулку 9 (21) марта 1895 года. В ту ночь в семье Вайсбейн на свет появились двойняшки. Девочку назвали Полина, мальчика - Лазарь (домашние называли его Лёдя). Отец Осип Кальманович занимался коммерцией, вернее, был посредником в коммерческих сделках. Занимающихся таким делом называли в Одессе "людьми воздуха", или "лапетутниками". Главой семьи была мама Малка - Мария Моисеевна, в девичестве Граник, женщина волевая, энергичная, с твердым решительным характером. Она занималась хозяйством и воспитанием детей. Как полагалось в добропорядочных еврейских семьях, сына Ледю начали обучать игре на скрипке с пятилетнего возраста. Но он не стал скрипачом - что-то не ладилось у него с маленькой скрипочкой.
Озорной, шаловливый, неусидчивый сорванец, он с удовольствием пел, танцевал, читал стихи, увлекался спортом, играл на всем, что издавало звуки. Вечерами бегал на Приморский (Николаевский) бульвар к памятнику Дюку и слушал музыку - в те годы там играли три оркестра: итальянский, румынский и наш, духовой.
Желая дать хорошее образование сыну, родители определили его в частное коммерческое училище Генриха Файга, которое существовало с 1883 года в Одессе на улице Торговой и славилось тем, что из этого учебного заведения никогда никого не исключали. Напротив, принимали всех желающих учиться - успевающих и отстающих, исключенных из других училищ, даже с "волчьим билетом". Но Ледю Вайсбейна исключили. Это был единственный случай в истории этого училища, руководство которого дорожило репутацией своего заведения...
Наряду с общеобразовательными дисциплинами в училище Файга большое внимание уделяли музыке, поэзии, живописи - рисование преподавали художники Г. Ладыженский и К. Костанди, директором училища был известный композитор, автор оперы "Бахчисарайский фонтан" Федоров. Здесь функционировали ученические оркестры, танцевальные классы, хор, спортивные секции, в которых Ледя принимал активное участие. В симфоническом оркестре он играл на скрипке, в оркестре щипковых инструментов - на балалайке, пел в хоре, участвовал в духовом оркестре. Он все умел, все у него получалось. Когда в 1910 году пятнадцатилетнего Ледю исключили из училища, он начал выступать в цирке на трапеции, кольцах, канате, жонглировал, зазывал публику, на улицах пел песни, аккомпанируя себе на гитаре.
На короткое время уехав к родственникам в Херсон, он работает в скобяной лавке, где продает гвозди и подковы. Вернувшись в Одессу, снова появляется в цирке. Его влечет сцена - в театре миниатюр он исполняет куплеты в пьесе Шолом-Алейхема "Поздравляем!" ("Мазлтов"), в Большом Ришельевском театре читает произведения известных авторов Я. Ядова, М. Ямпольского, И. Бабеля и М. Зощенко.
В помещении, где позднее находился кинотеатр имени Котовского, располагался одесский Дом артистов, принадлежавший корифею эстрады Юрию Морфесси. Здесь выступали Иза Кремер и Александр Вертинский. Сюда приглашали и Ледю Вайсбейна.
И знаете, кто были поклонниками его таланта? Михаил Винницкий (Мишка Япончик) и Григорий Котовский.
Гастролировавшие в Одессе в то время артисты Московского Художественного театра посещали Дом артистов и считали молодого талантливого исполнителя, создавшего запоминающийся образ уличного газетчика, Ледю Вайсбейна самым ярким явлением одесской сцены.
Иза Кремер, исполняя популярные песенки "Черный Том", "Маленькие мотыльки", "Мадам Лю-Лю", а также городские романсы "Две гитары", "Бубенцы", "Молчи, ямщик", "Ну, быстрей летите, кони", заставляла публику смеяться и плакать. Юрий Морфесси пел со щемящей грустью "Налей бокал, в нем нет вина" и, конечно, "Вы просите песен, их нет у меня".
А. Вертинский в своих минорных песенках привлекал внимание зрителей манерностью и вычурностью исполнения.
И только Ледя Вайсбейн просто и ясно разговаривал с публикой - смешил ее, развлекал, пел, танцевал и балагурил. Многогранность его таланта поражала.
В восемнадцатилетнем возрасте Л. Утесов женился. Очаровательная актриса передвижного театра, в котором он выступал, Елена Голдина (по сцене Ленская) стала верной спутницей его жизни, женой, с которой он прожил 49 лет. Оставив сцену, Елена Осиповна посвятила себя семье - дочери Дите, которая, окончив драматическую студию при театре имени Евгения Вахтангова, стала актрисой, а затем популярной певицей Эдит Утесовой - с неповторимой манерой джазового исполнения.
В 1917 году Л. Утесов уезжает в Харьков, а затем в Москву, где начинает выступать куплетистом в кабаре при ресторане "Эрмитаж". С начала 20-х годов работает в различных театрах Москвы и Петрограда - играет главную роль в спектакле "Мендель Марану", исполняет роль простака Бони в оперетте И. Кальмана "Сильва". 9 февраля 1923 года Леонид Осипович провел "синтетический спектакль" под названием "От трапеции до трагедии", который шел в Петроградском "Палас-театре" более шести часов.
В этом представлении он играл комические сцены, вел конферанс, демонстрировал мастерство дирижера, певца, скрипача и гитариста, танцора, клоуна и акробата, куплетиста и рассказчика. Не каждый артист мог давать такие концерты.
Как отмечал Вадим Козин, "Сейчас трудно представить, что такое сольный концерт, который начинался в девять часов вечера и заканчивался иногда после двенадцати. И все это время нужно было держать публику в напряжении, и чтобы в конце тебя еще и на "бис" вызывали... Да, Утесов выступал с сольными концертами...".
В 30-е годы песенная эстрада страны была представлена такими выдающимися исполнителями, как Л. Русланова, К. Шульженко, И. Юрьева, В. Бунчиков, В. Нечаев, В. Козин. В этом созвездии блистал и Л. Утесов. Но сольные концерты могли петь не все. А Вадим Козин и Леонид Утесов пели до 40 произведений без микрофона и другой усилительной техники. Козин в этих концертах исполнял "Утро туманное", "Мой костер", "Коробейники", "Калитка", "Ехали цыгане", "Вот мчится тройка почтовая" и др. Утесов пел много и без устали песни И. Дунаевского ("Марш веселых ребят"), К. Листова ("Гренада", "Тачанка"), М. Блантера ("Партизан Железняк"), В. Соловьева-Седого ("Казачья кавалерийская"), М. Табачникова ("У Черного моря").
С необыкновенным душевным подъемом Утесов исполнял "Полюшко-поле", "Каховка", "Офицерский вальс", "Дан приказ ему на запад", "Одесский порт". Леонид Утесов был непревзойденным мастером исполнения так называемых "одесских" песен: "Лимончики", "Гоп со смыком", "Алеша-ша", "Мурка", "Бублички", "У самовара", "С одесского кичмана". Здесь ему не было равных. Здесь пела его душа. Но власть запрещала ему исполнять эти шлягеры и даже конфисковывала пластинки с записями этих песен. Однако известен случай, когда в 1935 году на приеме в Кремле Сталин потребовал исполнить "С одесского кичмана", и Леонид Утесов бисировал ее трижды.
В эти годы начинается увлечение Л. Утесова джазом. Впервые музыку джаза он услышал, совершив поездку во Францию. Эта музыка настолько захватила его воображение, что он создал в СССР театрализованный джаз, с которым не расставался сорок лет. 9 марта 1929 года состоялось первое выступление на сцене Ленинградского Малого оперного театра Теа-джаз-оркестра под управлением Л. Утесова, а через 10 лет коллектив получил статус государственного.
В содружестве с композитором И. Дунаевским и поэтом В. Лебедевым-Кумачом в 1930 году Л. Утесов организовал музыкально-комедийное представление "Джаз на повороте", а в 1932 году - "Музыкальный магазин".
Живя в Ленинграде, Утесов посещает джазовые вечера, проводимые знатоком и теоретиком этого нового для нашей страны вида искусства С.А. Колбасьевым, на которых знакомится с уникальными записями "королей" джаза Кола Портера, Хоги Кармайкла, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, а также джазовых певцов и композиторов П. Робсона, Дж. Гершвина, П. Уайтмена и др.
В 1932 году режиссер Г. Александров приступил к съемкам фильма "Веселые ребята". Музыку к картине написал И. Дунаевский. Вместе с Любовью Орловой и Федором Курихиным для участия в фильме были приглашены Леонид Утесов и его джаз-оркестр. Веселые, смешные, комические сцены (оператор В. Нильсен) создали неповторимый колорит киноленты. Фильм вошел в золотой фонд мирового кино и принес Л. Утесову всесоюзную известность. И в то же время оставил в душе Л. Утесова горькое чувство обиды и разочарования.
Г. Александров и Л. Орлова получили звания и ордена.
Л. Утесову преподнесли... фотоаппарат "Лейка".
Дальше больше. В 1958 году Г. Александров задумал переозвучить фильм, но пригласил для этого не Л. Утесова, а В. Трошина. И только под давлением зрителей, писавших письма, Г. Александрову пришлось отменить свое решение.
Таких обид было много.
Л. Утесов не получил Сталинскую премию, хоть и был к ней представлен. То же произошло с присвоением звания Героя социалистического труда. В 1945 году, к 50-летию со дня рождения, Л. Утесов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. И лишь к 70-летию ему было присвоено звание народного артиста Советского Союза. Поздно. Фактически, народным он уже был давно.
Сотни, тысячи поздравительных телеграмм, писем, открыток поступило в адрес юбиляра. Поздравили Л. Утесова и одесситы. Делегация, которую возглавили А. Астахов и М. Водяной, привезла "одесский" подарок: бутыль-"четверть" Черного моря, детские шары, наполненные одесским воздухом, и... фаршированную рыбу.
В следующий приезд в Москву одесский десант (Астахов, Водяной, Демина, Харченко, Дембская, Фролова, Котов, Полякова, Маренников, Кулакова, Барда-Скляренко) показал нашумевший капустник в постановке М. Ошеровского. Актерская элита столицы с восторгом принимала одесский юмор и "знаменитые" куплеты с рефреном "Как у вас дела насчет картошки". Л. Утесов был счастлив - это была его Одесса. Он с радостью вспоминал детство, юность, мирную жизнь и военное лихолетье.
В грозные годы Великой Отечественной войны Л. Утесов вместе с оркестром дали более пятисот концертов, выступая в госпиталях, воинских частях и на кораблях Военно-Морского Флота. Он любил петь перед моряками, вспоминая родную Одессу, и часто выходил на сцену в матросской форме. На средства артистов джаз-оркестра и личные сбережения Л. Утесова был построен боевой самолет, и назвали его "Веселые ребята". 9 Мая 1945 года в концерте в честь Великой Победы, который состоялся в Москве на Театральной площади у Большого театра, выступил Л. Утесов перед многотысячной публикой столицы, исполнив любимые народом песни войны.
В послевоенные годы продолжалась активная концертная деятельность Л. Утесова и его оркестра. Звучали старые и новые песни - "Сторонка родная" А. Островского, "Барон фон дер Пшик", "Бомбардировщики" ("Бак пробит, хвост горит, и машина летит на честном слове и на одном крыле..."), "Дорога на Берлин" М. Фрадкина и др.
Рядом с ним в этих концертах выступала его любимая дочь. В их исполнении звучали "Лунная рапсодия" Оскара Строка, "Утомленное солнце" Ежи Петербургского, шуточные песенки "Му-Му", "Все хорошо, прекрасная маркиза", полюбившаяся публике "Тайна" ("У меня есть сердце, а у сердца песня, а у песни тайна - тайна это ты..."), а также дуэты "Ласточка-касаточка" Е. Жарковского, "Случайный вальс" М. Фрадкина, "Днем и ночью" Н. Богословского, "Вернулся я на Родину" М. Фрадкина и др.
Главным мерилом успеха Л. Утесова был его репертуар. Для него сочиняли песни ведущие композиторы страны - М. Блантер, И. Дунаевский, В. Соловьев-Седой, К. Листов, М. Фрадкин, Н. Богословский, а также артисты его джаз-оркестра, ставшие впоследствии известными композиторами, - Н. Минх, Л. Дидерикс, А. Островский, В. Людвиковский, В. Шаинский, М. Воловац.
В 1942 году композитор М. Воловац и поэт В. Дыховичный написали для Леонида Утесова песню "Одессит Мишка", мгновенно облетевшую всю страну. Прошли годы, но и сегодня эту песню нельзя слушать без волнения.

- Ты одессит, Мишка,
а это значит,
Что не страшны тебе
ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк, Мишка,
моряк не плачет
И не теряет бодрость духа
никогда.

Спустя годы Леонид Осипович Утесов писал: "...Эта песня, видимо, тронула сердца моих дорогих земляков. Я стал получать множество писем. Писали много Мишек одесситов...". Л. Утесов любил Одессу, любил одесситов. Его лучшие песни были об Одессе.

Есть город,
который я вижу во сне.
О, если б вы знали, как дорог
У Черного моря
открывшийся мне
В цветущих акациях город
У Черного моря!
У Черного моря!..

Конечно, не каждый год Л. Утесову удавалось посетить Одессу. Впервые после войны он приехал в родной город в 1948 году. Одесса восторженно встретила своего прославленного земляка. С 9 по 14 сентября концерты состоялись с оперном театре и прошли с огромным успехом. Следующий приезд Л. Утесова в Одессу совпал с празднованием 20-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Последние гастроли Л. Утесова в Одессе проходили в одно время с концертами Аркадия Райкина и при аншлагах в Украинском театре.
В Одессе Л. Утесов встречался с друзьями - талантливым артистом эстрады конферансье А. Астаховым и его супругой Галиной Георгиевной, для которой исполнял романс "Когда проходит молодость", с танцовщиком Е. Гледом, артистами цирка клоунами братьями Ширман, артистами Театра музыкальной комедии М. Деминой и М. Водяным.
Особенно теплые встречи у него были с родственниками - двоюродной сестрой Юсей Наумовной Молодецкой-Вайсбейн и ее дочерью Майей Владимировной. На протяжении многих лет Леонид Осипович вел переписку с Юсей Наумовной, а после ее смерти адресовал письма Майе Владимировне.
В январе 1982 года Майя Молодецкая приехала в Москву и навестила Леонида Осиповича. Утесов был бодр, весел, как всегда шутил, а на прощание просил передать Одессе и одесситам свое послание, которое Майя Владимировна записала на пленку: "Друзья мои одесситы! Здравствуйте, мои земляки, море родное под голубым небом! Как я хочу стоять на сцене перед вами! Видеть ваши глаза, тепло улыбок, радость в глазах по поводу нашей встречи. Как был бы я счастлив... И, думаю, доставил бы вам радость, во всяком случае, хотел бы этого всем сердцем. Вот я сижу сейчас и вспоминаю: целая жизнь прошла, огромная жизнь, как туман. Все, что было, как будто и не было, все, чего не было, как будто бы было. Были и успех, и мечты, и волнения. Были падения, неудачи сменяли удачи. Сейчас вспоминаю, радуюсь и плачу, плачу. Не вижу вас, всю дорогую мне Одессу. Этих близких мне улиц не вижу, этой дороги, по которой ходил в школу. От этого огромная тоска. Я помню, когда уезжал из Одессы, написал такое стихотворение:

Прощай, прощай,
Одесса-мама!
Мне не забыть
твой чудный вид!
Как море Черное упрямо
Волнами бьет
о твой гранит...
Твоих садов и парков гамма,
Где юность вся моя текла.
Прощай, прощай,
Одесса-мама,
Спасибо, что меня ты родила.

Я говорю "Одесса-мама". Так о ней мы говорили в детстве. Мы ощущали Одессу как родную мать. Я думаю, что и вы ее так ощущаете, потому что Одесса была мамой, есть и будет нашей мамой. Прощай, прощай, Одесса-мама! Может, мы с тобой когда-нибудь встретимся. Привет вам, дорогие одесситы! Всего вам хорошего, самого доброго! Пусть над вами будет всегда голубое, спокойное и мирное небо!
Всегда ваш, Ледя Утесов".
Л. Утесов прожил большую, трудную, но счастливую жизнь. Он был знаменит, и свою славу, популярность принимал с радостью, как должное, - любил, когда его узнавали на улице, в транспорте. При встречах с друзьями и знакомыми рассказывал смешные истории, шутки, афоризмы, анекдоты. Его сверкающий юмор покорял окружающих. Он ценил дружбу с В. Маяковским, В. Хенкиным, И. Дунаевским, О. Лундстремом, был знаком с Верой Холодной. Бережно хранил письма И. Бабеля, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Аверченко, И. Ильфа.
Главным критиком и помощником в творчестве была его супруга Елена Осиповна.
В 1963 году ее не стало. Тяжело переживая смерть любимой жены, Леонид Осипович впал в состояние апатии и даже подумывал об уходе на пенсию. Но его коллега и друг семьи, артистка-танцовщица, работавшая много лет в ансамбле Утесова Антонина Ревельс, заставила Леонида Осиповича вернуться на сцену. В 85-летнем возрасте он начал готовить с оркестром новую программу "Любовь нечаянно нагрянет...".
Антонина Сергеевна Ревельс стала женой Л. Утесова незадолго до его смерти.
9 марта 1982 года Л. Утесова не стало. Остановилось сердце, которому так не хотелось покоя... Через 12 лет, 9 декабря 1994 года одесский городской совет принял решение о создании музея Л. Утесова. Торжественное открытие музея состоялось в 1995 году к 100-летию со дня рождения артиста. Но жизнь музея оказалась короткой. Часть бесценных экспонатов пропала, а сама идея затерялась в круговерти обстоятельств. Необходимость возрождения музея осознают все, кому дорога наша культура.
Из сохранившихся отзывов посетителей бывшего музея процитируем два:
"Об Утесове надо не говорить, о нем надо петь... Утесов это музыка Одессы, и она, эта музыка, будет жить вечно!
Одессит Р. Карцев (бывший Кац), полуодессит В. Ильченко".
"Я очень рад, что в Одессе есть музей Леонида Утесова...
Тихон Хренников"
А музея, к сожалению, нет...
И все же Одесса помнит и любит Утесова. Переулок, где стоит дом его детства, назван именем Утесова. В Городском саду установили памятник: "Леониду Утесову от благодарной Одессы". И звучит его голос - особенный, узнаваемый, в котором слышна его улыбка и доброта.

Я песне отдал все сполна,
В ней жизнь моя, моя забота.
Ведь песня людям так нужна,
Как птице крылья для полета.

Семен КОГАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.