На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

К 100-летию со дня рождения солистки балета Одесского оперного театра Доры Алидорт

БАЛЕРИНА

Как вид сценического искусства балет начал формироваться в Европе в XVI веке. Но наиболее известные балетные произведения появились только в конце XVIII — середине ХIХ столетия: "Тщетная предосторожность" Л. Гертеля и "Жизель" А. Адана, "Спящая красавица", "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П.И. Чайковского...
В начале ХХ века лицо отечественного балета определяли два хореографа — М. Фокин в Петербурге и А. Горский в Москве. В балетных постановках столичных театров блистали своим художественным мастерством М. Тальони, К. Гризи, А. Дункан, А. Павлова, Е. Гельцер, О. Лепешинская, Г. Уланова, М. Плисецкая, В. Нижинский, М. Лиепа, А. Мессерер.
Одесский балет не отставал от московского и петербургского. Балетмейстеры Р. Баланотти, П. Иоркин, М. Моисеев, К. Голейзовский создавали спектакли, которые оставили глубокий след в истории балетного театра.
Яркой представительницей одесского балета с первых лет его существования была талантливая балерина Дора Филипповна Алидорт.
26 марта 1907 года в еврейской семье портного-ремесленника родилась дочь, которую назвали Дорой. Она, а также старшая Рая и младшая Сима — все три сестры связали свои судьбы с искусством.
Отец работал по найму, мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В 1913 году семья переехала из Херсона в Одессу, где отцу предложили место закройщика в частном ателье.
Родители определили Дору в семилетнем возрасте в женскую гимназию Лобачевской, где она проучилась четыре года — с 1914-го по 1918-й. В связи с закрытием гимназии девочку отдали учиться в одесскую технологическую школу, где она прозанималась три года. В этой школе наряду с другими предметами преподавали музыкальные дисциплины и даже был балетный класс, который Дора начала с удовольствием посещать.
Получив неполное среднее образование, Дора в 1921 году поступила в балетную студию при Одесском оперном театре, которой руководил балетмейстер-педагог Р. Ремиславский. Это решение не было случайным — увлечение музыкой и танцами переросло в серьезные занятия балетом. Параллельно с учебой в технологической школе Дора брала уроки у частных преподавателей. В 20-е годы в Одессе функционировало несколько балетных студий — Люизинской, Теттони, Андерсон. Особой известностью пользовались балетные классы Е.А. Пушкиной.
Благодаря таланту и трудолюбию Дора Филипповна через короткое время, уже к концу 1921 года, была зачислена в балетную труппу театра. С этого времени началась ее артистическая карьера. Вскоре юной танцовщице стали поручать ответственные сольные партии в балетных сценах оперных спектаклей "Аида", "Фауст", "Князь Игорь" и др.
В 1923 году балетный коллектив одесского театра возглавил талантливый балетмейстер Роберт Иосифович Баланотти, которого по праву можно назвать создателем балетной труппы в Одессе. Поставленный им балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро" (премьера состоялась 7 декабря 1923 года) положил начало истории одесского балета. Дирижировал спектаклем М. Крамер, партии исполняли: Одетта-Одилия — Е.А. Пушкина, принц Зигфрид — П. Павлов и Р. Баланотти, Ротбарт — Смоляр.
Созданные за период 1923 — 1925 годов постановки балетов "Конек-Горбунок" и "Коппелия" принесли молодому балетному коллективу заслуженное признание. Блестящей постановкой Р. Баланотти и дирижера Н.А. Гольдмана стал балет "Корсар", в котором партию Гюльнары исполняла Дора Алидорт. Как и в первой постановке балета "Корсар" в 1925 году, в последующих Д. Алидорт блистала в роли Гюльнары — зрители шли на спектакль только с ее участием, предвкушая радость от встречи с прекрасным. С этого времени определилось амплуа балерины Д. Алидорт — характерной танцовщицы. Ей поручали ведущие партии преимущественно характерного плана. Дора Алидорт совмещала профессиональную деятельность в театре с учебой в Одесском муздрамине имени Бетховена, на балетмейстерском отделении, которым руководил профессор В.И. Пресняков. (К слову, вместе с ней учился у Преснякова шаловливый, задиристый, но талантливый мальчишка, которого Дора опекала, будущий известный танцовщик и балетмейстер Павел Вирский, дружбу с которым она пронесла через всю жизнь.)
Стремление к повышению своего технического уровня и актерского мастерства подвигало юную балерину Д. Алидорт к постоянному совершенствованию. В 1929 году по собственной инициативе она уехала в Москву и брала уроки классического танца в мастерской драматического балета под руководством М.Н. Горшковой, а в 1932 году стажировалась в классе профессора А.Я. Вагановой в Ленинграде.
В это время в Одессе коллектив балета жил интересной творческой жизнью, связанной с деятельностью балетмейстера М.Ф. Моисеева. Впервые на одесской сцене им были осуществлены постановки новых балетных произведений: "Карманьола" В. Фемелиди и "Ференджи" Б. Яновского. Возвратившись в Одессу, Д. Алидорт вводится в эти спектакли, а также участвует в "Шехерезаде" в постановке Р. Баланотти.
Вместе с этими новаторскими работами балетная труппа театра в этот период осваивает партитуры классических балетов "Раймонда" и "Лебединое озеро" в новой хореографической композиции М. Моисеева.

Выйдя замуж за дирижера Н.Д. Покровского, Дора Филипповна с супругом уезжает из Одессы в Донецк, а затем в Днепропетровск, где они работают в сезоне 1933/1934 годов, а в 1935-м их приглашают в Харьковский театр оперы и балета. В этих коллективах Д. Алидорт занимает положение ведущей танцовщицы-солистки.
В Харькове по приглашению командования военного округа Дора Филипповна создает при ансамбле танцевальную группу — коллектив стал именоваться ансамблем песни и пляски. Это был первый опыт постановочной, балетмейстерской деятельности Д. Алидорт, который позднее, уже в послевоенные годы, станет основной творческой деятельностью балерины.
В 1940 году по приказу Украинского управления отдела искусств Н. Покровский и Д. Алидорт были переведены во Львовский театр оперы и балета. Но проработать пришлось всего один театральный сезон. Началась Великая Отечественная война.
Эвакуировались из Львова и, преодолев огромные трудности и немалое расстояние, оказались в Красноярске, куда приехали два театра — одесский и днепропетровский. Объединившись, оба коллектива работали плодотворно, показывая замечательные оперные и балетные спектакли. Ни тяготы войны, ни голод, ни холод не могли сломить энтузиазм артистов.
После освобождения Одессы от немецко-румынских захватчиков Дора Филипповна и Николай Дмитриевич вернулись в родной город и уже 10 августа 1944 года подали заявления о зачислении их на работу в Одесский театр оперы и балета. Н.Д. Покровский был назначен главным дирижером театра, Д.Ф. Алидорт — солисткой балета и балетмейстером-постановщиком.
Уже в это время Дора Филипповна активно занимается постановочной деятельностью, и ее специальным приказом по театру назначают вторым балетмейстером — помощником В. Вронского, который поручает Д. Алидорт постановки танцев в оперных спектаклях "Иван Сусанин", "Русалка", "Евгений Онегин", "Наталка Полтавка". В. Вронский привлек Дору Филипповну и к постановочной работе над балетом К. Данькевича "Лилея", который начал ставить еще до войны и успешно завершил в 1945 году.
В 1947 году Д. Алидорт оставила сцену и сосредоточила свое творчество на педагогической, репетиторской и постановочной деятельности. В этом же году в театре был издан приказ о назначении Д. Алидорт помощником главного балетмейстера. Как педагог-репетитор, Дора Филипповна занималась с молодежью, вводя ее в новые партии идущих балетных спектаклей, а также подготавливала исполнителей к смотрам творческой молодежи, которые тогда проводились в театре.
С 1958 года главным балетмейстером театра был Н. Трегубов. Творческая деятельность Н. Трегубова в Одессе была весьма плодотворной. Его спектакли волновали, запоминались. О них говорили, спорили, писали…
В постановочной работе Н. Трегубова Дора Филипповна Алидорт принимала самое активное участие. Дирекция театра неоднократно отмечала в приказах трудолюбие и талант Д.Ф. Алидорт. За свою плодотворную деятельность она была награждена медалью "За доблестный труд".
Трудно сказать, что было более важно для нее в жизни — дом или театр. У нее была прекрасная семья — муж Николай Дмитриевич Покровский, Народный артист УССР, профессор, главный дирижер Одесского театра оперы и балета с 1944-го по 1964 год, и сын Игорь, поздний ребенок и поэтому особенно любимый (ныне Игорь Покровский работает на Одесском телевидении).

Сценический век артиста балета короток. Дора Филипповна прожила его достойно, с честью и как ведущая танцовщица, и как балетмейстер. У нее была счастливая, творчески интересная жизнь. С детства она мечтала быть балериной. И стала ею.

Семен КОГАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.