На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Маленькая община маленькой страны


В Люксембурге, этой маленькой состоятельной стране в центре Европы, живут всего около тысячи евреев. В годы второй мировой войны нацисты фактически выкосили местную еврейскую общину…

Еврейская община Люксембурга возникла в начале 1800-х. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось около четырех тысяч евреев, примерно половина из них — беженцы из соседней Германии. В 1940 году в страну вторглись нацистские войска. Евреям было приказано покинуть территорию государства. Они бежали — за исключением 700 человек. Оставшихся в Люксембурге депортировали в концлагеря, в основном — в Терезиенштадт. Войну пережили немногие из депортированных.
По словам адвоката и правозащитника Франсуа Мойса, в 1959 году Люксембург получил от Германии 18 миллионов марок как компенсацию для своих еврейских граждан. "Но многие пострадавшие так и не получили денег, — заявил адвокат. — Это были евреи-иностранцы, а правительство включило в компенсационный список только люксембургских евреев". В 2002 году Люксембург решил создать комиссию по изучению материальных потерь во время войны, и сегодня местная еврейская община требует компенсации наследникам евреев, имущество которых было изъято немецкими оккупантами и их сообщниками.
Сейчас официально в стране проживают 600 евреев, но Франсуа Мойс считает, что настоящая цифра в два раза больше. Около 80 процентов евреев живут в столице — Люксембурге, меньшая община — в соседнем городе Эш-сюр-Альзетте.
Местная община невелика, но может похвастаться громкими именами. Так, Алан Мейер, бывший вице-президент общины, сейчас — член государственного совета Люксембурга, а Эдмонд Исраэль был президентом Люксембургской фондовой биржи.
Единственный в стране кошерный магазин "Boulangerie Philip" обслуживает около 30 семей, соблюдающих кашрут. В нем продаются маца из Израиля, ханукальные свечи из Бельгии, замороженное кошерное мясо из Франции. Магазин находится в 15 минутах ходьбы от главной синагоги страны, построенной в 1953 году вместо здания, уничтоженного нацистами. Службы ведутся по современным ортодоксальным канонам на французском и иврите. Ведет их уроженец Марокко Иосиф Сайаг, о котором говорят, что он первый сефардский раввин в истории Люксембурга.
Из-за своего небольшого размера Люксембург входит в число европейских стран, не имеющих израильского посольства.
Благодаря общему процветанию здесь почти нет проблем с иммигрантами — во всяком случае, эти проблемы стоят не так остро, как в соседних Франции и Бельгии.
"В Люксембурге нет насилия на почве антисемитизма, но ксенофобия существует, как и в любой стране. Время от времени слышишь какие-нибудь высказывания на эту тему, — рассказывает Ф. Мойс. — Есть миф, что, когда Рейх захватил и аннексировал Люксембург, нацистам сопротивлялись все его жители. Однако кое-кто нажился на режиме. Нам известно, например, о том, что торговцы антиквариатом скупили множество предметов, принадлежавших нацистам, зная об их сомнительном происхождении".
Некоторые из этих артефактов стали экспонатами недавней выставки "Le Grand Pillage" ("Великий грабеж"), организованной в Люксембургском музее истории.
"Я не говорю, что все оказывали содействие в убийстве евреев, однако, в Люксембурге жители спрятали только одного еврея. Сегодня наша община заинтересована не только в получении компенсации наследниками жертв, но и в описании нашей истории, потому что об этом в Люксембурге никогда не писали", — говорит Ф. Мойс.

По материалам ЕТА, "Sem40.ru",
"Еврейского обозревателя".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.