На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКСПЕДИЦИЯ В ОДЕССКИЕ КАТАКОМБЫ

Спелеоотряд ушел под землю еще накануне вечером. Заранее мы договорились о месте и времени встречи, меня обещали забрать. Я спустился в одну из балок одесского предместья Усатово, окинул взглядом панораму выходов, забетонированных в 1970-х в целях "борьбы с катакомбами", и стал ждать. Руководитель отряда Константин Пронин появился неожиданно над склоном балки. Одет по-домашнему: потертые туфли, брюки со стрелочками, свитер, из-под которого выглядывает воротничок рубашки. Никаких комбинезона, каски или спелеокостюма, то есть того, что создает в глазах окружающих образ матерого, опытного спелеолога. Некий диссонанс в облачение вносила советская пилотка с красной звездой. Начальственный вид придавали усы, а принадлежность к научным кругам — большие очки на носу.
Ныряем в какую-то дыру, удаляемся по коридору в сторону, где потеплей. Привыкаем к тусклому свету фонарей и выдвигаемся на базу. Путь крайне путан даже по меркам одесских катакомб: то протискиваешься в неприметную сбойку, то форсируешь старый колодец, прорезавший со двора чьей-то хаты один из штреков и опустившийся еще метра на три, до водоносного горизонта. Через несколько сот шагов делаем привал на широком перекрестке. Вдруг раздается непонятный гул. Стук и приглушенный рев сменяются секундами тишины. "Трасса наверху, — поясняет Пронин. — Тут метров десять до поверхности".
Начиная с 1998 года ведется планомерное комплексное изучение массива нерубайских и усатовских катакомб под руководством заместителя директора спелеоэкспедиции "Поиск" Константина Константиновича Пронина. К настоящему времени нанесено на карту 160 километров выработок, что позволяет официально назвать "шахтные поля" предместий Одессы наиболее протяженным подземным лабиринтом Украины после пещеры "Оптимистическая" на Подолье
(220 км). Всего в районе современной городской окраины и в черте города внесено в общий кадастр более 150 карстовых пещер, система дренажных сооружений и ливневых коллекторов, а также более полусотни локальных районов подземных каменоломен общей протяженностью более 2,5 тысячи километров. Всю эту совокупность подземелий в народе принято называть привычным термином "катакомбы".
На протяжении 40 лет группа "Поиск" занимается изучением и картографированием одесских подземелий. Наиболее протяженная в мире система подземных выработок содержит огромный пласт информации по целому ряду направлений. Прежде всего, это палеонтология. Именно под Одессой, в катакомбах Молдаванки, открыта пещера "Заповедная", где обнаружено несколько сотен тысяч костей доисторических животных. Возраст находок — более 3 миллионов лет. В настоящее время здесь находится крупнейший в Евразии подземный палеонтологический заповедник. В этом контексте проводятся и геологические исследования одесских катакомб, благодаря которым на карту юга Украины нанесен новый карстообразующий район с целым комплексом неизвестных ранее пещер.
Другой сюжет связан с партизанским сопротивлением времен оккупации Одессы. В 1941 — 1942 годах в катакомбах находилось до десятка различных диверсионно-разведывательных и агитационных отрядов, оставленных в городе Советской властью перед самым уходом Красной Армии. Судьба большинства из них — трагична. Археологический пласт информации, полученный в результате десятилетий исследований подземных партизанских лагерей, позволяет пересмотреть едва ли не всю источниковедческую ситуацию, связанную с антифашистским сопротивлением в Одессе.
В последние годы особенно тщательно разрабатывается историко-краеведческий аспект катакомб. Заброшенные лабиринты дают огромное количество материальных и эпиграфических свидетельств о технологии добычи камня и бытовой жизни шахтеров, что во многом отражает социальную, экономическую и даже политическую жизнь населения города в то время. Бесчисленные (порой уникальные) надписи и рисунки порой оказываются весьма неожиданными. Чего только стоит надпись дезертира (?), датируемая самым трудным периодом обороны Одессы: "Внимание! Не желаю воевать за Сталина и его жидов". Или, скажем, газеты столетней давности, не менее древние флаконы, бутылки с гербовыми этикетками (иногда даже полные и запечатанные), водочные штофы, папиросные пачки прекрасной сохранности, серия керосиновых ламп с царскими клеймеными стеклами, очки, монокли, посуда, первые в Российской империи консервные банки, обувь, проходческие инструменты и многое другое.
Подобные находки всегда радуют глаз и заставляют осматривать каждую щель в бутовых закладах, но я шел по темным коридорам, высвечивая фонарем, прежде всего, милые моему сердцу старинные надписи. На базу пришли спустя полчаса. Она располагалась на месте бывшей партизанской стоянки. В 1966 году в этом районе проходил первый многодневный выход экспедиции "Поиск". Тогда же поблизости была основана спелеобаза "Лисий скелет", куда наш Константиныч ходил гулять в порыве ностальгических воспоминаний. Несмотря на регулярные экспедиции "Поиска" в эти места, до сих пор в усатовских катакомбах происходят удивительные находки. В прошлом году, во время традиционной январской многодневки, нашли подсумки с заряженными обоймами от винтовки Мосина. Были театральные билеты вековой давности, керосиновые лампы и всевозможная стеклотара с вычурными "ятями". В 70-х где-то тут даже обнаружили фаэтон. Средство передвижения не просто находилось в прекрасной сохранности, оно было на ходу. Рессоры, колеса, даже обивка кожаных кресел — все в полном порядке. На одной детали позолотой выведена дата: "1929". Судя по всему, во время войны хозяин спрятал дорогой своему сердцу фаэтон в широком штреке, вход замуровал, а потом не смог (или не захотел) забрать его обратно. Во всяком случае, простоял он там не одно десятилетие.
В экспедиции принимали участие в общей сложности более 40 человек: ребята из нынешнего состава "Поиска" и его ветераны, члены клуба "Горизонт", искушенные крымскими пещерами спелеологи из Севастополя, ребята из Николаева и Новой Каховки. Группу харьковских спелеологов возглавлял Андрей Ковалев, вице-президент Украинской спелеоассоциации (УСА). Он же в первый день сделал несколько интересных находок военного времени.
Каждый, надо сказать, отличился по-своему. Район работ находился в получасе ходьбы (если так можно выразиться) от базы. Еще дальше, в соседнем шахтном массиве, работал второй отряд под руководством Володи Ощепкова. Наши районы разграничивал участок с многочисленными канализационными скважинами из сельских сортиров. Сток нечистот на такую глубину вызывает загрязнение понтического водоносного горизонта, который питает водой не только местные колодцы, но и ручьи, родники и лиманы окрестных территорий. Несмотря на такие мрачные данные разведки, Володя повел свою группу на воссоединение с основным отрядом именно под землей. Видимо, перспектива ночной прогулки на морозе прельщала еще меньше.
В задачи экспедиции входило продолжение работ по сплошному картированию шахтных полей под селами Нерубайское и Усатово, общая протяженность которых приравнивается к 900 км (для сравнения: парижские катакомбы достигают протяженности 800 км, а римские — 500). Работы ведутся комплексно, даже на самых труднодоступных участках, при параллельном исследовании геоморфологии района и тщательной фиксации всех находок, партизанских баз, шахтерских стоянок и эпиграфических "мелочей" — старинных рисунков и надписей на стенах. В результате многолетней работы создана уникальная комплексная картина происхождения и истории массива усатовских и нерубайских катакомб. За это время найдены редчайшие надписи, стоянки дезертиров времен обороны Одессы, вновь открыта утерянная некогда карстовая пещера Нордмана, которая впервые была исследована еще в 1840-х годах. Еще одна пещера с костями доисторических животных была обнаружена в ходе нынешней четырехдневки... Кстати, в этот январский выход был побит своеобразный рекорд по автономному пребыванию отряда в условиях подземелий. На этот раз экспедиция находилась под землей 100 часов.
Энергичный Саша Романов, несмотря на свой высокий рост, протискивался через самые низкие ходы. Когда зазор между потолком и полом становился почти незаметным, Саша продолжал двигаться в горизонтальном положении. Благодаря своему упорству он открыл неизведанный ранее участок выработок, предварительно разобрав забутовку. Вместе с Романовым мы оказались первыми людьми, которые проникли туда за последние 120 лет. Только от одного осознания сего факта возникало сильное чувство восторга...
Именно тогда мне впервые довелось увидеть уникальное для подземелий явление. В сотне метрах от базы находился шахтерский колодец. Еще в 1970-х он был пуст, и воду на базу "Лисий скелет" поисковцы приносили из других источников. Теперь он полон. Известняковые стенки придают воде какое-то особое, изумрудное, свечение. По соседству
в потолке находится широкая вентиляционная скважина. Воздух по ней давно не поступает, зато уже несколько десятилетий подряд непрерывно течет вода. Под ее действием стенки покрылась бурыми кальцитовыми натеками, а в округе образовалось озерцо, дно которого усеяно россыпями пещерного жемчуга. Это явление более характерно для естественных карстовых пещер, где сочетание известняков и проточной воды — норма...
Выбрался на поверхность один, на четвертый день. Основная группа выходила вечером... Лохматый и ошарашенный разнообразием звуков и контрастом красок. Увидев меня при входе в местный магазинчик, семейная пара остановилась, придержав своего маленького сына: "Погоди, пусть дядя пройдет"... Нет, одет я был чисто. Видимо, что-то во взгляде изменилось. Еще бы, если все время думать только о жемчугах, пусть даже и пещерных...
А тот мифический фаэтон с позолотой на бортах недавно извлекли на поверхность и отдали в реставраторскую, чтобы снова пустить по улицам Одессы для увеселения почтенной публики.

Андрей КРАСНОЖОН,
археолог.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.