10.02.2020
Как в Одесской музкомедии «За двумя зайцами» погнались

Классику в театре ставить легко и сложно одновременно. Легко – все знают, все любят, интересно, что на этот раз в театре наворотили. Сложно – все читали, сто раз смотрели, имеют свое представление о том, как это надо ставить. Шаг вправо, шаг влево – режиссера предали анафеме и расстреляли на месте.



Вот и пьеса Михаила Старицкого «За двумя зайцами» за без малого полтора века существования не стала менее популярной. Поучительная непритязательная фабула, остроумные диалоги, точные, хотя и достаточно злые портреты современников драматурга, не потерявшие актуальности и сегодня, делали пьесу популярной в позапрошлом и прошлом веках. Это же заставляет современных режиссеров снова и снова обращаться к ней и сегодня.



Известный в городе мот и повеса цирюльник Свирид Петрович Голохвостый влюблен в прекрасную бесприданницу Галю. Но он растратил все наследство, оставленное ему отцом, и единственный шанс избежать долговой тюрьмы – жениться на некрасивой и глупой, но богатой Проне Прокоповне. Вот и погнался Голохвостый за двумя зайцами – сделал предложение сразу двум девушкам.



В Одесском театре музыкальной комедии прекрасно понимали все подводные камни, возникающие на пути постановщиков классики. Не зря на пресс-конференции перед премьерой директор – художественный руководитель театра Елена Редько предупреждала: «Это пьеса, о которой у каждого сложилось свое мнение».



И действительно в первые минуты увиденное у меня лично вызвало легкое разочарование: никак не получалось избавиться от сравнений с виденными ранее постановками, особенно с великолепным фильмом с Олегом Борисовым в главной роли. Все было слишком. Слишком шумно, слишком ярко, слишком красиво (а где же грязь и пыль киевских окраин XIX века?), слишком лубочно. И Проня Прокоповна слишком худа. Мы ж привыкли, что она – девушка в теле, «береш в руки – маєш вєщ»!



Но прошло несколько минут – и уже это балагано-лубочное действие закружило-завертело, как та карусель, что стала центром декораций к спектаклю. И Ирина Ковальская в роли Прони – прима театра, блистающая в ролях героинь, – чудо как смешна со своим длинным носом, в диких платьях фасона «мещанский шик» середины XIX века. И не узнать ее в первый момент. (Кстати, постановщики рассказали, что артистки театра чуть не дрались за эту откровенно гротесковую роль.) И Голохвостый в исполнении Дениса Фалюты очень неожиданнный – этакий хищник, прячущийся под маской простака и мота. И Лимариха (Наталья Завгородняя) – бой-баба, такая, что – ух! И чета затюканных дочерью родителей Прони (Виктория Фролова и Николай Завгородний) забавна.



И непритязательность сюжета не раздражает. Ну, да. Шел на шекспировскую драму – а попал в балаган. Не страшно. Балаган – это смех, яркие краски, музыка. Это счастье окунуться в атмосферу беззаботности. А Шекспир… Шекспир будет в другой раз.



Актеры и музыканты Одесской музкомедии еще раз показали, что им все по плечу. Сесть на шпагат? Пожалуйста! Пуститься вприсядку? Раз плюнуть! Артисткам хора выйти в пусть эпизодической, но все же роли со словами? Не проблема! Подняться из оркестровой ямы и играть на сцене? Пара пустяков! Освоить бандуру? Когда, говорите, премьера?..



Те, кто не попал на премьеру этого яркого, красочного спектакля, имеют шанс увидеть его 20 февраля.



Инна Кац.



Дата съемки: 9.02.2020.



Фото: Олег Владимирский.