В Одесском академическом театре музыкальной комедии им. М. Водяного прошла премьера мюзикла на музыку Марка Самойлова по пьесе Клода Манье «Оскар».
Зрители старшего поколения помнят одноименный фильм с блистательным Луи де Фюнесом в главной роли. Среднего – американскую ленту с брутальным Сильвестром Сталлоне. Молодежь же, судя по реакции зрителей, ни один из этих фильмов не видела и впервые открыла для себя эту веселую комедию.
По словам режиссера-постановщика, главного режиссера Музкомедии Владимира Подгородинского, эта пьеса не часто идет в музыкальном театре. За основу режиссер взял не известные экранизации, а литературный первоисточник. Спектакль поставлен без хора и балета. Это, по мнению постановщика, поможет ярче раскрыться артистам. Но в этом – и сложность для актеров.
В. Подгородинский напомнил, что «Оскар» – пьеса о любви отца к дочери, о его желании сделать ее счастливой. В трактовке же одесского театра, это – «мистическая, фантасмагорическая комедия», авторы попытались создать свой «фантастический образ Парижа» и максимально уйти от бытовых деталей в изображении богатого дома Барнье.
…Если бы богатый парижский мыловар Бертран Барнье читал русскую классику, он бы вслед за Фамусовым воскликнул: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!». Но он из всех книжек предпочитает чековые, и не подозревает, что является отцом не одной, а сразу двух взрослых дочерей.
Однажды ранним воскресным утром в дом к бизнесмену является его служащий Кристиан Мартен и требует поднять ему оклад, а также назначить его коммерческим директором. Молодой человек объясняет, что собирается жениться на девушке из богатой семьи и должен обеспечить молодой жене ту жизнь, к которой она привыкла.
В ходе разговора выясняется, что невеста – дочь господина Барнье. А чтобы будущий тесть был посговорчивее, Мартен сообщает, что украл у него 35 млн. франков, которые обратил в драгоценности. Барнье в ужасе: он мечтал выдать дочь за барона де ла Бутиньера, чтобы породниться со знатью.
Когда молодой человек уходит за заветным чемоданчиком, к Барнье является молодая особа – Жаклин и признается, что во время знакомства с молодым человеком назвалась дочерью промышленника – ей было неудобно признаться, что она не знает своего отца. Да и молодой человек назвался коммерческим директором крупного предприятия.
В это время настоящая дочь господина Бертрана Колетт, наученная горничной Бернардетт, говорит отцу, что беременна. Она любит молодого красивого шофера отца – Оскара и не собирается замуж за прыщавого барона. А Колетт увольняется, так как сама выходит замуж – за де ла Бутиньера. Уходя, служанка случайно прихватила чемоданчик с драгоценностями, оставив свой, с одеждой.
В ходе пьесы мсье Бертран пытается выдать дочь замуж по очереди за Мартена, своего массажиста Филиппа и периодически возникающего и исчезающего Оскара (последний пытается то завербоваться в Иностранный легион, то уехать водителем снегохода на Северный полюс, а в результате выигрывает кастинг в Голливуд). Колетт же любит Оскара, но готова выйти замуж за кого угодно, лишь бы избавиться от назойливой опеки отца.
Мартен появляется с еще одним чемоданчиком, на этот раз – с украденными у Барнье 40 млн. франков. Путаницу усиливает бывшая горничная матери Барнье – Шарлотт, сообщающая, что Жаклин – внебрачная дочь Бертрана.
И в довершении всего амбициозная, но честная Бернардетт пытается вернуть бывшему хозяину его имущество и забрать свои вещи, но у нее в руках попеременно оказываются то драгоценности, то деньги, а у Барнье – неизменно ярко-красный лифчик служанки.
В конце спектакля горничная-баронесса на лонже взлетает под потолок с заветным чемоданчиком в руках и под отчаянный крик остальных действующих лиц: «Бер-нар-детт!»…
Режиссер-постановщик спектакля, главный режиссер театра Владимир Подгородинский заверил, что не повторяет ни французскую, ни американскую ленты. И, действительно, исполнителю главной роли Бертрана Барнье – Владимиру Фролову удалось передать образ парижского промышленника своими красками, не повторив известных предшественников.
Особое восхищение вызывает то, что 70-летний актер два часа практически постоянно находится на сцене, да при этом поет и отплясывает так, что может дать фору молодым коллегам.
Остальные актеры выступили его достойными партнерами. Жермен Барнье (Виктория Фролова – супруга исполнителя главной роли на сцене и в жизни) – легкомысленна и беззаботна, Колетт (Ирина Ковальская) – избалована и капризна. Смена ее настроений обозначена сменой париков разных цветов и фасонов – от легких белокурых кудряшек до иссиня-черной «готской» прически.
Хотелось бы, чтобы вместе с париками Колетт меняла и наряды, но художник по костюмам Елена Лесникова решила, что органичней героиня Ковальской будет смотреться в розовом платьишке.
Бернардетт (Ирина Гусак) кокетлива и под маской глупенькой горничной скрывается незаурядный характер. Оскар (Виктор Мельник) – наивен и обаятелен, Жаклин (Виктория Подольская) и Мартен (Александр Олтянов) – влюбленные, готовые ради свернуть горы, чтобы только быть вместе…
Достойно оформили новый спектакль прекрасные декорации Станислава Зайцева и эстрадно-симфонический оркестр театра под управлением Юрия Литовко.
Инна Кац.
Дата съемки: 25.03.2018.
Фото: Олег Владимирский.