За идейную чистоту литературы

(Газета «Большевистское знамя» за 17 июля 1951 г.)

Газета «Правда» своей статьей «Против идеологических извращений в литературе» оказала неоценимую помощь украинской советской литературе в борьбе за ее идейную чистоту. Писатели Украины, как и весь украинский народ видят в этом неуклонную заботу большевистской партии о дальнейшем расцвете и подъеме украинской культуры социалистической по содержанию, национальной по форме.

Критика и самокритика, широко развернувшаяся в печати и в писательской среде после появления статьи «Правды», поможет вскрыть и до конца искоренить идеологические извращения и рецидивы буржуазного национализма в творчестве украинских писателей, оградить нашу литературу от влияния на нее чуждой советскому народу буржуазной идеологии.

Серьезные идеологические извращения в рецидивы украинского национализма имели место и в творчестве одесских писателей. Молодой поэт Гетьман опубликовал в многотиражке госуниверситета пропитанное буржуазно-националистическим духом стихотворение «Україні». Касаясь исторического прошлого Украины — периода после объединения ее с Россией, — Гетьман подробно останавливается на репрессиях царского правительства, направленных против Т.Г. Шевченко и других украинских политических деятелей, но ни словом не вспоминает о тех горячих симпатиях, которые всегда питал русский народ к великому украинскому Кобзарю и его творчеству. Ни одной строки не посвятил поэт дружбе украинского и русского народов, их совместной борьбе как против иностранных захватчиков, так и против социального гнета внутри страны. Он прошел мимо такого широко известного факта, как дружба Шевченко с Чернышевским и другими революционерами-демократами, дружба, которая символизирует собой великие единство украинского на-

рода с великим русским народом. В этом стихотворении Гетьман неправильно, с буржуазно-националистических позиций изображает и национально-освободительную войну на Украине в 1648–54 гг. По его мнению, Богдан Хмельницкий возглавил в этой войне не весь украинский народ, а только одно казачество, что является, конечно, грубым искажением исторической правды. О советской эпохе Гетьман вспоминает лишь мельком в конце стихотворения и при том очень невнятно.

Это стихотворение неоднократно подвергалось в писательской организации резкой критике и осуждению. Однако, Гетьман каждый раз упорно отстаивал свою «правоту». В этом ему оказали активную поддержку руководители литературной студии университета А. Недзведский, Г. Вязовский, И. Бритиков, а также редколлегия университетской многотиражки «За більшовицькі кадри», напечатавшая это вредное стихотворение.

Идейной невыразительностью и ограниченностью страдают также отдельные стихотворения Гетьмана, напечатанные в его сборнике «Рибальське щастя». Как редактор этого сборника, я, безусловно, допустил ошибку, не разглядев идейную неполноценность этих стихотворений Гетьмана.

Грубые идейные извращения буржуазно-националистического порядка неоднократно допускал в своих печатных выступлениях и преподавательской практике критик и литературовед А. Недзведский. Так, в статье о классике украинской литературы В. Стефанике он совершенно умолчал о животворном влияния на творчество Стефаника литературы великого русского народа и, в частности, идейного влияния основоположника пролетарской литературы А.М. Горького.

Характерно, что А. Недзведский уже не раз признавал свои буржуазно-националистические ошибки, заверял общественность, что он их исправит, но всегда затем повторял их снова.

Серьезными идейными срывами страдает сборник басен сатирика В. Ивановича «Свиня на пасіці». Так, говоря в одной из басен о гитлеровской агрессии в Европе, Иванович упрощенно и неправильно изобразил важные политические события того времени — мюнхенскую политику западных держав. Вместо того, чтобы, разоблачить чемберленов и даладье, которые своими коварными действиями развязывали Гитлеру руки и натравляли его на Советский Союз, Иванович вывел их в образе безобидных простаков из бытовой народной поговорки:

«Кум Василь ховався за Петра
Петро собі кивав у бік Хведорки,
А у Хведорки також одговорки».

Не сумел дать Иванович правильную политическую оценку изображаемых событий в таких баснях, как «Горобець та соняшник», «Дон Хабаріно» и других. В первой из них английский хищник выведен в образе безобидного воробья, a свободолюбивый индийский народ в образе беззащитного подсолнуха. Не бьет в цель сатира Ивановича и во второй басне, в которой вся кровавая сущность фашистского режима Франко в Испании сведена к... взяточничеству, а непрекращающаяся борьба героического испанского народа — к борьбе с этим взяточничеством.

Молодой прозаик С. Поляков, работая над повестью о подпольной молодежной организации «Партизанская искра», не учел той критики, которой были подвергнуты на страницах прессы ошибки романа А. Фадеева «Молодая гвардия» и некоторые из них повторил в своем произведении. В частности, Поляков недостаточно ярко и убедительно показал партийное руководство молодыми подпольщиками. В начале повести автор знакомит читателей с единственным среди действующих лиц коммунистом — директором школы Моргуненко. Но потом, когда развертывается основное действие, Моргуненко со страниц повести исчезает и появляется снова лишь в конце произведения. Каким же образом руководил Моргуненко своими воспитанниками, для читателей остается неизвестным. Складывается впечатление, что автор не знал, как изобразить своего героя в активном действии и поэтому умышленно спрятал его от читателей.

Существенные недостатки есть и в повести А. Батрова «Завтра — океан». Писатель очень бледно, а на отдельных страницах неправильно изобразил воспитательную деятельность комсомольской и пионерской организаций в школе. Повесть стоит в стороне от педагогических требований и пересыпана вульгаризмами и словечками, заимствованными из «одесского жаргона».

Нетребовательно относится к себе, как к писателю и журналисту, В. Лясковский. Зачастую он, произвольно обращаясь в своих очерках с действительными фактами, подменяет творческий домысел автора просто вымыслом. Читая его брошюру «Беспокойная семья», выпущенную в прошлом году издательством «Физкультура и спорт», колхозники артели им. Буденного Березовского района испытывали недоумение. Многое из того, что писал там Лясковский, было выдумано им самим.

Серьезные идеологические извращения имели место в моем творчестве. В сборнике стихотворений «Мечі і струни», выпущенном в 1945 г. одесским областным издательством, я поместил стихотворение «Україні», содержащее буржуазно-националистические ошибки. В нем я рассматривал Украину, как что-то извечное, не видя тех огромных изменений, социальных и экономических преобразований, которые принесла ей советская власть. Такие же ошибки присущи стихотворению «Пісня про три рани». На ряде стихотворений этого сборника лежит печать национальной ограниченности.

Все эти грубые идеологические извращения и ошибки в творчестве одесских писателей объясняются, прежде всего, тем, что наша писательская организация не сделала своевременно серьезных выводов из исторических постановлений ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У об искусстве и литературе. На это нам было указано на состоявшемся недавно бюро одесского обкома КП(б) Украины.

Уровень требований и вкусов советского читателя поднялся очень высоко. Это возлагает особую ответственность на писателей, которые обязаны развивать вкусы народа, обогащать его идейно. Выполнение этой почетной и ответственной задачи немыслимо без систематического повышения писателями своего идейно-политического уровня, без глубокого овладения ими марксистско-ленинской теорией. Но до сих пор политико-воспитательная работа в одесской писательской организации была поставлена очень слабо. Изучением трудов классиков марксизма- ленинизма занимались лишь отдельные писатели, да и то без определенной системы, от случая к случаю. А такие писатели, как А. Батров, В. Иванович, А. Уваров, С. Поляков повышением своего идейного уровня вовсе не занимались.

Широкое развертывание принципиальной большевистской критики и самокритики, без сомнения, помогло бы одесским писателям избежать всех этих ошибок и недостатков в своей работе. Однако большевистская критика и самокритика в нашем коллективе отсутствовала. Она подменялась критикой беззубой, приятельской. В результате, недостатки в работе всей писательской организации, как и ошибки в творчестве отдельных писателей, не вскрывались, а наоборот, замазывались.

Ничего не сделала писательская организация Одессы и для воспитания квалифицированных кадров литературных критиков. Молодые критики-коммунисты Н. Сиротюк и Г. Вязовский от творческой жизни писательского коллектива оторвались. Литературная критика по существу была отдана на откуп А. Недзведскому и И. Луценко, которые огульно захваливали незрелые произведения. Примером беспринципной, приятельской критики может служить статья И. Луценко о творчестве писателя И. Гайдаенко, помещенная в 3-м номере альманаха «Літературна Одеса». Гайдаенко выпустил ряд интересных и нужных книг, посвященных борьбе за мир и разоблачению поджигателей новой войны. Но в его творчестве много существенных недостатков, главным образом, в области литературной формы, на которые ему необходимо прямо указывать. Не сделав этого, критик Луценко оказал писателю Гайдаенко медвежью услугу.

Критик А. Недзведский, выступив в печати с рецензией на мой последний сборник стихов «Щасливого плавання», не сделал никаких существенных критических замечаний, хотя в сборнике есть недостатки.

Все ошибки и недостатки в деятельности одесской писательской организаций были подвергнуты острой и справедливой критике на заседании бюро одесского обкома КП(б)У, а также на страницах областной печати. Писатели Одессы, по- большевистски восприняв эту критику, приложат все силы к тому, чтобы постоянно бороться с проявлениями буржуазного национализма и космополитизма, чтобы поднять свою творческую деятельность на уровень высоких требований большевистской партии, советского народа.

Большевистски острое и своевременное выступление «Правды» мобилизует писателей Одессы, как и всей Советской Украины, на решительную перестройку нашей работы.

Е. БАНДУРЕНКО,
ответственный секретарь одесского отделения Союза советских писателей Украины.


Другие материалы рубрики «Записки одесского архивариуса» читайте здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300