В дебрях бюрократизма

Л. Добрянский со своей любимой скрипкой «Шуткой». Фото в журнале «Огонек», 1930 г.

Л. Добрянский со своей любимой скрипкой «Шуткой». Фото в журнале «Огонек», 1930 г.

1930 г., журнал «Огонек»:

Два года назад в одной из отдаленных улиц Одессы, в полуразвалившемся домике, в грязной конурке, одесские работники печати обнаружили 63-летнего старика, Л. Добрянского. Старый скрипичный мастер занимался ремонтом и переделкой скрипок для одесской консерватории, с трудом вырабатывал 50 рублей в месяц. Из самой плохой базарной скрипки Добрянский мог за ничтожную плату сделать прекрасный концертный инструмент.

Добрянским заинтересовалась местная печать.

Оказалось, что Добрянский, еще в молодости, увлекаясь резьбой по дереву, мечтал добиться разрешения секрета скрипок Страдивариуса. Секрет Страдивариуса не в самом мастере, а в математических вычислениях, — так утверждал на европейских музыкальных конгрессах в Мюнхене и Берлине Добрянский.

32 года упорной работы дали блестящие результаты. Из мастерских рук Добрянского, построенная на математических точнейших формулах, вышла первая скрипка «Германия». Эту скрипку немедленно же приобрел Як Кубелик.

Добрянским в то время заинтересовался весь музыкальный мир.

Золотые медали, дипломы, сотни благодарностей украшают стены грязной закоптелой конуры, в которой живет сейчас великий мастер скрипки.

После опубликования в «Огоньке» (№ 32, 1928 г.) очерка «Забытый человек» Добрянским как будто заинтересовались. 17 декабря 1926 (ошибка, вероятно 1928) года Добрянский от комиссии инструментоведения физико-технической секции ГИМН'а *) получил следующее отношение:

— Уважаемый товарищ, комиссия ГИМН'а, узнав из одесских газет о том бедственном положении, в котором вы сейчас находитесь, просит вас обрисовать ваше положение в материальном смысле, причины, мешающие вам продолжать работать, а также указать, что могло бы вам помочь в вашем положении. Секция имеет в виду понять перед надлежащими организациями и учреждениями вопрос о помощи вам в законной форме. Комиссия также просит вас, если вы найдете возмодным, ознакомить ее с вашей теорией построения скрипки и прислать образцы вашей работы, чтобы комиессия могла судить о ваших достижениях и защищать их значение, если это понадобится, перед общественными и государственными организациями.
Председатель (подпись неразборчива).
Секретарь (Лабиржит-Каракуль).

Добрянский на это письмо ответил. Больше того, гастролировавший в то время по СССР Кубелик направил в комиссию ГИМН'а для испытания одну из скрипок Добрянского.

Вслед за этим, на запрос Наркомпроса, ГИМН сообщил, что «скрипки Добрянского отличаются своей работой и Добрянский заслуживает того, чтобы его старость была обеспечена в той или иной форме».

Что это? Преступное благодушие, игнорирование или просто музафера людей, восседающих в ГИМН'е?

Больше того, заслуженный музыкальный мастер Союза, тов. Подгорный, будучи в Одессе у Добрянского, оставил в альбоме надпись, где называет мастера «своим старым наставником». Недавно Подгорный, после того как комиссия повернулась спиной к старому мастеру, ответил Добрянскому перлом бюрократически чиновничьего творчества.

— Вы знаете, какие требования сейчас предъявляют к новой скрипке. Дайте скрипку Страдивариуса, в крайнем случае, если не Страдивариуса, то пусть она будет похожа на скрипку Страдивариуса хотя бы внешним видом и звуком. Тогда с вами быть может еще будут разговаривать из Москвы (???). А если этого нет, то и нет вам никакого признания.

Припертые к стене перекрестным огнем печати, «вершители судеб» из комиссии ГИМН'а вынуждены были произвести детальный осмотр скрипок Добрянского. Но они не нашли ничего лучшего, как вынести безграмотное решение о том, что скрипки Добрянского ничего общего со скрипками не имеют, а представляют собою тип «виолет».

Этой чисто формальной отписке лучшим ответом послужил резкий протест, вынесенный семью старейшими профессорами одесского Муздрамина и группой скрипачей.

Вывод из этой истории ясен.

Нельзя доверять кабинетным работникам из комиссии ГИМН'а. Нужен широкий общественный просмотр скрипок Добрянского.

Г. КРУЧИНИН.

*) ГИМН — государственный институт музыкальной науки, существовал в Москве с 1921 по 1931 год.


Больше о Л.В. Добрянском смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300