Творец скрипок

Ананий Дементьевич Ляховченко в своей мастерской. Фото В. Колосова в газете «Большевистское знамя» 29 октября 1946 г.

Ананий Дементьевич Ляховченко в своей мастерской. Фото В. Колосова в газете «Большевистское знамя» 29 октября 1946 г.

1946 г., 29 октября, газета «Большевистское знамя»:

Имена знаменитых скрипичных мастеров Страдивариуса, Амати, Гварнери вошли в историю скрипичного искусства наравне с именами величайших виртуозов-исполнителей XVI–XVIII вв. Мы знаем также имя замечательного русского скрипичного мастера конца XVIII века — Батова, изготовлявшего чудесные музыкальные инструменты, которые могли смело конкурировать с творениями знаменитых итальянских мастеров.

Исключительные успехи были достигнуты советскими скрипичными мастерами Витачеком, Подгорным, Морозовым и другими, создавшими высококачественные струнные инструменты.

Одним из достойных продолжателей лучших традиций советского инструментального мастерства является одесский мастер Ананий Дементьевич Ляховченко. Не сразу он постиг сложную науку изготовления скрипок. Этому предшествовала почти тридцатилетняя подготовка.

Долго он присматривался к работе опытных мастеров, советовался с ними, совершенствовал свои знания.

Какие только скрипки не перебывали в его руках: итальянские, французские, русские. Он изучал лак великих мастеров, конструкцию корпуса инструмента, акустические качества, но самостоятельно сделать скрипку еще не решался.

И вот, после освобождения Одессы от оккупантов, когда начала восстанавливаться нормальная жизнь освобожденного города-героя, Ляховченко был приглашен работать в музыкальную мастерскую. В прошлом году он сделал самостоятельно свою первую скрипку, которая оказалась довольно удачной и обладала высокими по своему качеству звуковыми достоинствами. Сделав еще ряд инструментов, он отправил их в Киев для отзыва. Вскоре Киевская консерватория прислала письмо:

«В связи с тем, что инвентарь консерватории погиб в период временной оккупации г. Киева при пожаре, мы просим предоставить нам возможность приобрести несколько скрипок».

Это письмо подписали профессора Киевской консерватории Бертье, Гольдфельд, заслуженный деятель искусств Михайлов.

Сейчас мастер Ляховченко продолжает делать скрипки и уже работает над 259-м инструментом. Из разных городов УССР поступают заказы на эти скрипки. Их ожидают студенты консерватории, артисты симфонических оркестров, музыканты-исполнители. Скрипки Ляховченко вполне удовлетворяют требованиям самых придирчивых музыкантов, как силой звука, так и выразительностью и красотой тембра.

Свои инструменты он изготовляет из бука и ели. Однако условия, в которых работает талантливый мастер, являются совершенно нe удовлетворительными. У мастера Ляховченко нет необходимых сортов выдержанного, старого дерева, ему приходится делать скрипки из свежих и сырых досок. Нет в мастерской и необходимых условий для просушки инструментов. Все эта очень мешает плодотворной работе мастера.

Скрипки мастера Ляховченко достойны быть в руках наших талантливых музыкальных исполнителей.

Михаил ГОЛЬДШТЕЙН,
Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.

На снимке: Ананий Дементьевич Ляховченко в своей мастерской.
Фото В. Колосова.


Больше об Одесской фабрике смычковых инструментов смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300