Типография Францова
Из всех заведений печати, существовавших в Одессе незадолго перед революцией, самой старой считалась типография Южно-Русскою общества печатного дела, до 1896 года известная по имени своего основателя П.Ф.Францова.
Открытая в 1848 году опытным печатником, она вскоре становится одной из лучших в городе. Почти же четверть века назад с именем молодого Францова, приглашенного из Петербурга и назначенного тогдашним генерал-губернатором М.С. Воронцовым на должность первого заведующего Городской типографией, был связан выпуск первого номера газеты «Одесский вестник».
Около двух с половиной десятилетий типолитографское производство Францова размещалось в разных арендуемых им помещениях на Екатерининской улице, пока, наконец, с середины 70-х годов не обосновалось в дворовом трехэтажном флигеле его собственного дома по улице Итальянской, 20 (ныне — Пушкинская, 18).
Типография располагала большим набором шрифтов, изготовлявшихся в собственном словолитном цехе, а также некогда выписанных «от Плюшара» — известного петербургского издателя и типографа середины XIX века. Печатная продукция типографии, наряду со всевозможными афишами, прейскурантами, визитными карточками, винными этикетками и обертками для чая, включала в себя разного рода отчеты, каталоги, а также большое количество книг и брошюр на многих европейских языках.
Особое место занимали труды одесских историков, такие как «Биография Одесской железной дороги» (1865) и «Материалы для истории общественного образования в Одессе» А. Скальковского (1867), «Судьбы местности, занимаемой Одессою» Ф. Бруна (1865) и «Одесская старина» Н. Мурзакевича (1869). В разное время выпускались в ней «Новороссийский литературный сборник» к «Одесский альманах с карикатурами»; с 1870 года печатался известный даже за пределами Южной Украины «Новороссийский календарь».
Февраль, 1920 год. После окончательного установления в Одессе Советской власти в распоряжении губсовнархоза оказалось свыше восьмидесяти типо— и литографий. Однако в условиях тяжелого экономического положения, в котором оказалась в то время молодая республика, большую часть предприятий полиграфического производства пришлось закрыть. Всю работу было решено сконцентрировать в десяти «Советских типографиях», национализированных по постановлению президиума Одесского губсовнархоза и коллегии Бумажно-полиграфического отдела 21 августа 1920 года. В их числе оказалась и типография Южно-Русского общества печатного дела, с мая 1919 года начавшая новую жизнь под названием 7-й Советской типографии.
В течение четырнадцати месяцев после национализации предприятия полиграфической промышленности могли сравнительно бесперебойно выпускать свою продукцию. Но уже с октября 1921 года Полиграфотдел вынужден был сосредоточить все производство в четырех типографиях. Это было вызвано не только истощением запасов бумаги в Одесской губернии, но и предписанием Совета Труда и Обороны о значительном сокращении числа состоявших на государственном снабжении предприятий в связи с углубившимся к тому времени продовольственным, топливным и энергетическим кризисом. Среди оставшихся была и 7-я Советская типография, которая стала теперь именоваться 2-й гостипографией.
29 ноября 1921 года газета Одесского горсовета и губпрофсовета «Станок» поместила о ней краткое сообщение, в котором, в частности, говорилось:
«Стоявшая около 4-х лет наборная машина «Типограф» пущена в ход. В печатном отделении при 10-ти машинах и 2-х американках работа идет интенсивно. Буквоотливная машина «Монотип» работает нормально. При типографии имеется собственная электрическая станция».
Только условия труда по-прежнему оставались тяжелыми — все те же темные помещения, которые в санитарном отношении «оставляли желать многого». И в феврале 1922 года типография была закрыта, но лишь с тем, чтобы ровно через год возродиться как 2-я гостипография имени Ленина.
Журнал «Одесский печатник» № 1 за 1923 год сообщал:
«Из захудалой, грязной, без окон типографии создана уютная, чистая и теплая типолитоцинкография. Море света и воздуха, кругом чистота. Тяжело было в свое время уходить, но зато отрадно было вернуться...»
Как и прежде, когда температура воздуха даже в отапливаемых помещениях не поднималась выше 7–8 градусов, типография продолжала служить делу революции. Газеты «Красная деревня» и «Красная Оборона», «Моряк» и «Советская Власть», «Станок» и «Красноармеец», журнал «Коммунист» и журнал красной сатиры «Облава» — таков далеко не полный перечень первых советских периодических изданий этого предприятия.
Деятельность типографии имени Ленина прервала начавшаяся в 1941 году война.
Уникальным документальным памятником, сохранившимся до наших дней, является медный нагрудный знак, выполнявший в 30-х годах функцию пропуска в типографию. В центре его изображены атрибуты типографского дела: валик и верстатка. Вверху надпись: «Держдрукарня iм. Ленiна. Одеса». Внизу выбит табельный номер.
В этом небольшом кусочке металла отражена богатейшая, почти столетняя история предприятия, поместившего на своем знаке раскрытую книгу — символ источника знаний.
Виктор КОРЧЕНОВ.
Фотографии предоставлены автором.
Опубликовано 19.09.2024 г.
Другие публикации рубрики «Записки одесского архивариуса» смотрите здесь.





