Сергей Уточкин
Двадцать пять лет тому назад в газетах появилась коротенькая, в две строчки, телеграмма:
«В Петрограде скончался oт кровоизлияния в мозг С.И. Уточкин».
Он умер 13 января 1916 года (31 декабря 1915 года по старому стилю). Ему было около сорока лет.
Сергей Уточкин — самый отважный и разносторонний спортсмен конца XIX и начала XX столетия, один из первых русских авиаторов. Вместе с Уточкиным как-то поднимался в воздух на аэростате писатель А.И. Куприн. О своем полете он написал очерк, посвятив Уточкину следующие строки:
«...об этом наиболее своеобразном человеке, какого я только видел в своей жизни, я должен — извиняюсь перед ним за нескромность — поговорить подробнее. Да и то сказать: если есть в Одессе два популярных имени, то это имена Бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и С.И. Уточкина.
Уточкин — это кумир рыбаков, велосипедистов всех названий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек. Он сам рассказывает о себе в юмористическом тоне: «Я очень п-популярен в Одессе. Когда я еду по улице на машине, то уличные мальчишки бегут за мною и дразнятся: «Уточкин, рыжий пес». И действительно: он рыж, этот рыжеволосый, светлоресницый, синеглазый человек, выше среднего роста, с головой, уходящей немного между плеч, короткошеий и длиннорукий, и правда, что в его нешироком, но плотном сложении невольно чувствуется звериная ловкость, сила и находчивость... Он самый страстный спортсмен в мире, какого только можно себе вообразить. Он перепробовал почти все виды спорта, но, достигнув в каждом из них верха, тотчас же переходил к другому спорту.
Так он сделался первоклассным циклистом и приобрел себе известность на всех циклодромах Европы; потом его увлекли автомобильные состязания, во время которых он развивал страшную скорость — по полтораста километров в час; затем парусные гонки, затем самый свирепый и кровавый бокс, затем уже полеты на аэростатах. И повсюду он достигал наивозможного совершенства. Теперь он бредит аэропланами.
...Я бы не задумавшись ни на одну секунду, — писал Куприн, — полетел с нашим пилотом на его будущем аэроплане, точно так же, как и пошел бы с этим человеком на всякое предприятие, требующее смелости, риска, ума и звериной осторожности».
Сергей Уточкин был уроженцем Одессы. С детства он привык к морю, толкался среди рыбаков, прекрасно плавал, греб, управлял яхтами.
К десяти годам он остался круглым сиротой. Сережу отдали «на воспитание» к учителю Заузе — алкоголику. Семья Заузе жила впрoголодь. В припадке отчаяния Заузе повесился. Обезумевшая от горя жена схватила кухонный нож, зарезала своих детей, а сама бросилась с балкона. Сережа был свидетелем этой ужасной сцены. От потрясения он лишился дара речи и потом уже на всю жизнь остался заикой.
Свою карьеру спортсмена Уточкин начал в 1894 году. Еще будучи гимназистом, он выступал на местном циклодроме как велосипедист-любитель, затем — в качестве профессионала.
Его выступления привлекали на одесский циклодром тысячи зрителей. Слава Уточкина росла: о нем знали загранией, в Париже он принимал участие в розыгрыше grand prix.
Сергей Исаевич Уточкин первый в Одессе ездил на мотоцикле и на автомобиле, первый изучил игру в футбол и создал в родном городе две команды. Одну возглавлял он сам, другую — велосипедист Крупников.
***
В начале века Одессу стали навещать заграничные аэронавты. Их публичные полеты на воздушных шарах не давали покоя Уточкину, изведавшему все виды спорта, и он уговорил аеронавта Витолло взять его с собой в полет. Побывав однажды в воздухе, Уточкин твердо решил летать.
Летом 1905 года в Одессу прибыл из-за границы аэронавт Отто Брунер. При первом же полете он потерпел аварию: его шар упал в море, но был оттуда извлечен. Брунер уехал, продав шар антрепренеру. В Одессе оказался свой воздухоплаватель, начавший совершать публичные полеты. Это был Сергей Уточкин.
В те годы весь мир уже говорил об аэропланах — летательных машинах тяжелее воздуха — о замечательных полетах братьев Райт, Блерио и Фармана. В России о полетах на аэропланах знали только понаслышке.
Уточкин мечтал обучиться пилотированию, но для учебы и покупки дорогой машины у него не было денег. Одесский банкир Ксидиас предложил ему поехать во Францию, к Фарману, изучить летное дело при условии, что после обучения Уточкин будет числиться на службе у банкирского дома. Устройство полетов и доход с них закрепляются за хозяином.
Уточкин не принял коммерческого предложення, и Ксидиас послал к Фарману мотоциклиста Ефимова
Первый полет Ефимова по возвращении из Парижа состоялся на Одесском ипподроме. Для его полетов Ксидиас приобрел биплан.
Ефимов не долго пробыл в Одессе: он уехал обратно в Париж. Тогда местный табачный фабрикант купил у банкира самолет и предложил Уточкину совершать на нем полеты. Ночью в ресторане (обсуждали) покупку. Неожиданно для всех Уточкин сказал:
— Я п-полечу сегодня или н-ни-когда.
Сергей Исаевич имел крайне смутное представление об управлении аппаратом, но никакие уговоры не могли остановить его.
Отправились на ипподром. Уточкин сел за руль биплана и произнес одно только слово «К-кон-такт».
Аппарат долго мчался по беговой дорожке, у самого обрыва оторвался от земли, поднялся в воздух. Уточкин по прямой полетел в Люстдорф (в 22 километрах от Одессы), где и совершил удачную посадку.
— Ну в-вот, видите, — сказал он — В-ведь я склазал, что п-полечу сегодня или н-н-никогда.
С этой ночи Сергей Уточкин стал авиатором.
***
Свой юбилейный, сотый полет он совершил над морем. Многие одесситы помнят июльский день 1911 года, когда Уточкин на аппарате, состоявшем из проволоки, фанеры и кусков брезента, поднялся с территории Одесской выставки и пролетел над морем.
Сергей Уточкин совершил сотни полетов, впервые появляясь в городах. где никогда не видели ни аэроплана, ни авиатора. Но не вегда его полеты на далеко не совершенных машинах проходили удачно.
В июле 1911 года, во время перелета Петербург — Москва, аппарат Уточкина при спуске силой ветра отнесло к обрывистому берегу реки. Уточкин упал в воду Его спас случайно находившийся поблизости крестьянин. У авиатора обнаружили перелом правой ключицы, вывих левой подколенной чашечки и сотрясение мозга. Аэроплан погиб.
В Одессе открыли сбор средств на лечение Уточкина и на приобретение аэроплана. Но когда Уточкин узнал об этом, он попросил послать в одесские газеты телеграмму с решительным отказом принять помощь.
Уточкин всегда жестоко нуждался. На его полетах наживались только антрепренеры. Сам он мечтал о широком развитии авиации, о применении ее в будущих войнах. Он даже пытался доказать это царю, проник в Зимний дворец, но его вытолкали оттуда, избили и объявили сумасшедшим.
То, о чем мечтал заикающийся романтик. совершилось после Октябрьской революции: авиация нашей страны стала лучшей в мире авиацией.
М. Поляновский,
журнал «Огонек», 10 января 1941 г.
Другие материалы рубрики «Записки одесского архивариуса» читайте здесь.