Родине нужны квалифицированные экономисты

Глава из проспекта 1975 года «Одесский институт народного хозяйства».

Весь проспект «Одесский институт народного хозяйства» смотрите здесь.


Увеличение контингента учащихся сопровождалось дальнейшим совершенствованием учебно-методической работы. Выполняя решения XX съезда КПСС, партийная организация института усилила контроль за чтением лекций и проведением семинарских занятий, за повышением научной квалификации преподавателей. Партийная организация, Совет института, кафедры многое сделали для того, чтобы приблизить преподавание к практике коммунистического строительства, укрепить связи науки с производством. Много внимания уделялось разработке студентами и профессорско-преподавательским составом актуальных проблем марксистско-ленинской теории, улучшению деятельности студенческих научных кружков, вопросам политического образования коммунистов и беспартийных.

Большое значение придавалось трудовому воспитанию студентов. Студенты оказывали значительную помощь колхозам Голованевского района Кировоградской области в уборке урожая. В колхозах было прочитано 198 лекций по вопросам международного и внутреннего положения страны. Студенты выступали с концертами художественной самодеятельности. Многие студенты получили благодарности, денежные премии и ценные подарки от правлений колхозов. Коллегия Министерства сельского хозяйства УССР в ноябре 1956 г. также объявила студентам института благодарность.

В течение 1954–1957 гг. улучшился качественный состав преподавателей, повысилась их роль в решении главной задачи высшей школы — подготовки высококвалифицированных специалистов, в подъеме научно-исследовательской работы и оказании реальной помощи народному хозяйству, в налаживании общественно-массовой и воспитательной работы студентов. Большое значение для дальнейшего повышения качества преподавания и уровня научно-исследовательской работы имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О роли и задачах Государственного банка СССР». Были пересмотрены и обновлены программы учебных дисциплин, методические материалы, проведены научно- теоретические конференции, обновлена тематика научно-исследовательских работ. При кабинете бухгалтерского учета создана машинно-счетная станция.

В связи с мероприятиями по развитию и улучшению заочного и вечернего высшего и среднего специального образования в 1955 г. на базе учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного финансового института открыто заочное отделение. Министерство высшего и среднего специального образования СССР специальным приказом передало Одесскому кредитно-экономическому институту Харьковский, Днепропетровский и Симферопольский учебно-консультационные пункты Всесоюзного финансового института. В 1958 г. на базе обоих отделений образованы вечерний и заочный факультеты.

В последующие годы с развитием института увеличилось количество преподавателей, основное ядро которых составляли коммунисты. Если в 1944 г. среди преподавателей было 24% членов Коммунистической партии, то в 1958 — 66%. У большинства преподавателей — значительный стаж работы в высшей школе.

В 1958 г. ректором института стал кандидат экономических наук доцент С.Я. Огородник. Он много приложил сил и энергии для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы. В этот период построено благоустроенное студенческое общежитие по ул. Черняховского, начато строительство еще одного общежития на 5-й станции Черноморской дороги.

Партийное бюро института уделяло большое внимание оказанию дальнейшей помощи народному хозяйству, разработке учеными института проблем, имеющих большое народнохозяйственное значение. Партбюро неоднократно заслушивало отчеты кафедр о связи с производством и оказании помощи промышленности и сельскому хозяйству, рекомендовало практиковать выступления на заседаниях кафедр практических работников с докладами на актуальные темы, а также проводить выездные заседания кафедр на предприятиях и в колхозах, обсуждая результаты совместной работы. При институте был создан постоянно действующий консультационный пункт для оказания помощи предприятиям и строительным организациям Одессы по вопросам планирования, учета, анализа хозяйственной деятельности и внутризаводского хозрасчета. Кафедрами разрабатывался ряд комплексных тем, имевших существенное значение для народного хозяйства. В декабре 1959 г. по инициативе партийной организации в институте была проведена научно-производственная конференция профессорско-преподавательского состава с руководителями и главными бухгалтерами колхозов и межколхозных строительных организаций по актуальным вопросам экономики, хозрасчета и учета в сельском хозяйстве. Состоялись районные экономические семинары председателей колхозов, агрономов, зоотехников и главных бухгалтеров в Бородинском и Любашевском районах Одесской области. В 1960 г. колхозам Бородинского и совхозам Тарутинского районов была оказана помощь по внедрению хозрасчета, организации учета. Члены общества «Знание» читали лекции, проводили консультации на предприятиях города по экономическим вопросам.

Партбюро нацеливало коллектив на то, чтобы максимально приблизить все виды учебных занятий к практике работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учреждений Госбанка. Обсуждая, например, на открытом партийном собрании (1966) вопрос о проекте Директив XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966–1970 гг. и задачах института, коммунисты определили основные направления своей работы, внесли конкретные предложения директивным органам, направленные на совершенствование планирования, подготовку и использование экономических кадров, укрепление материально-технической базы экономических вузов, предложения об упорядочении расчетной нормы численности профессорско-преподавательского состава экономических вузов, о расширении прав Советов и руководителей вузов, об унификации учебных планов по экономическим специальностям для различных вузов.

Исходя из решений партии и правительства, указаний МВССО СССР и МВССО УССР, ректорат, партийная и комсомольская организации, профессорско-преподавательский коллектив сосредоточили внимание на улучшении организации конкурса абитуриентов, совершенствовании и подготовки экономистов высшей квалификации, повышении уровня воспитания студенческой молодежи. Значительно увеличилось количество студентов первых курсов, имеющих практический стаж работы на производстве и демобилизованных из рядов Советской Армии и Военно-Морского Флота, увеличился в целом набор на первые курсы, особенно на дневные факультеты.

Большое значение уделялось целевому комплектованию дневных факультетов студентами из числа командированных предприятиями, стройками, колхозами и совхозами. Так, в 1960 г. на учетно-экономический факультет принято 135 человек, командированных предприятиями (или 49% к плану набора); в 1961 г. — 179 человек (65%). В целях оказания помощи рабочей молодежи в подготовке к поступлению в институте с 1960 г. работают девятимесячные подготовительные курсы.

Дальнейшее развитие получило вечернее и заочное образование. В 1965 г. численность студентов на вечернем факультете по сравнению с 1959 г. почти удвоилась.

Расширился профиль обучения студентов, появились новые специальности и специализации. С 1958 г. на учетно-экономическом факультете, кроме специалистов по бухгалтерскому учету для учреждений Госбанка, часть студентов специализируется по учету в сельском хозяйстве, а с 1960 г. — и по учету в промышленности. На кредитно-экономическом факультете, который раньше готовил только специалистов по краткосрочному кредиту, в 1961 г. открыта специализация «Финансы промышленности и строительства», а в 1964 г. — «Экономика промышленности». В 1962 г. на вечернем факультете открылась специализация по учету в торговле. Начата подготовка специалистов по новым специальностям и на заочном факультете.

До 1962 г. в институте было четыре факультета: кредитно-экономический, учетно-экономический, вечерний и заочный. Постоянный рост контингента студентов, обучающихся без отрыва от производства, необходимость поиска лучших форм подготовки кадров привели к реорганизации заочного факультета. Создается общенаучный факультет. Его создание позволило оказывать более эффективную помощь студентам-заочникам в период между сессиями. Учебно-консультационные пункты были укреплены опытными преподавателями, больше внимания стали уделять разработке учебно-методической литературы по изучаемым курсам, расширен круг дисциплин, по которым письменные курсовые работы заменены собеседованиями, улучшена организация проведения экзаменационных сессий.

В соответствии с приказом MBСCO УССР от 17 апреля 1965 г. кредитно-экономический факультет разделен на два: планово-экономический и кредитно-экономический.

В соответствии с решением сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС промышленные предприятия стали переходить на новую систему планирования и экономического стимулирования. Это потребовало перестройки всей учебно-методической работы на планово-экономическом факультете, усиления научных основ преподавания экономических дисциплин. Студентам прививались навыки самостоятельного выполнения сложных плановых расчетов. Впервые было организовано прохождение учебной и производственной практики непосредственно на передовых промышленных предприятиях, что сблизило учебный процесс с жизнью, повысило интерес студентов к специальности.

Хозяйственная реформа в промышленности вызвала некоторые изменения в подготовке специалистов на кредитно-экономическом и учетно-экономическом факультетах. Улучшилось преподавание по анализу хозяйственной деятельности предприятий, кредитованию и расчетам в промышленности и другим дисциплинам, связанным с усилением роли банка в новых условиях планирования и экономического стимулирования. Большое внимание уделено совершенствованию учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности, выявлению резервов повышения рентабельности, укреплению хозрасчета на предприятиях.

В соответствии с решением Одесского обкома партии при институте на общественных началах был создан факультет экономики, организации и планирования промышленного производства, на котором обучались без отрыва от производства главные экономисты и экономисты, начальники плановых отделов промышленных предприятий. Лекции читали наиболее квалифицированные преподаватели.

Развитие института, увеличение контингента студентов и расширение специальностей, по которым шла подготовка экономистов, рост численности профессорско-преподавательского состава вызвали необходимость перестройки отдельных кафедр и создания новых. В 1962 г. кафедра истории КПСС и философии разделена на две. Организованы кафедры истории народного хозяйства и географии, вычислительных машин и механизации вычислительных работ. Кафедра статистики и математики также разделена на две: статистики и высшей математики и программирования. В 1962 г. создана кафедра гражданской обороны. Таким образом, в 1965 г. в институте насчитывалось 16 кафедр. С 1963/64 учебного года введено изучение «Основ научного коммунизма», что позволило повысить марксистско-ленинскую закалку молодых специалистов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1964 г. «О сроках подготовки и улучшения использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» сокращены сроки обучения студентов в вузах, в частности по экономическим специальностям, готовящимся в нашем институте, до 4 лет. В связи с этим утверждены новые учебные планы.

В комплексе мер, используемых для активизации учебного процесса и улучшения самостоятельной работы студентов, большое значение придавалось созданию и обеспечению студентов учебно-методической литературой, учебниками и учебными пособиями. Кафедры института принимали участие в подготовке учебников и учебных пособий в соответствии с планом издания литературы. Некоторые кафедры института издали необходимую учебно-методическую литературу для студентов и т. д.

Среди различных направлений улучшения учебного процесса важное место заняло использование программированного обучения и внедрение технических средств — кино, магнитофонов, диафильмов и т. п., что позволило добиться более интенсивного усвоения студентами изучаемого материала. На отдельных кафедрах (бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, народнохозяйственного планирования, конкретных экономик и др.) В 1964/65 учебном году были оборудованы кабинеты обучающими машинами «Ласточка», «Ласточка-2». Широкое развитие получила демонстрация для студентов учебных и научных фильмов при изучении курсов истории КПСС, технологии важнейших отраслей промышленности, марксистско-ленинской этики и эстетики, основ научного атеизма, экономических дисциплин.

Практические и семинарские занятия по курсу «Технология важнейших отраслей промышленности» проводились в специально созданной в 1962 г. технологической лаборатории, оснащенной стендами, действующими макетами машин, станков и технологических линий, инструментами, киноустановкой, магнитофонами и др.

В учебном процессе важное место занимает организация самостоятельной работы студентов. В сентябре 1963 г. на дневных факультетах созданы методические комиссии, которые на основе обобщения практики работы кафедр разработали рекомендации о возможных максимальных объемах домашних заданий для студентов. Лучшей организации самостоятельной работы содействовало также обеспечение студентов научно-методической литературой, сборниками задач по отдельным курсам, оснащение кабинетов обучающими и контролирующими машинами, проведение консультаций преподавателями и т. д.

Была расширена и материальная база для самостоятельной работы студентов, в институте функционировали: читальный зал в главном корпусе на 100 мест, два читальных зала в общежитии на 150 мест, 13 кабинетов при кафедрах, учебная лаборатория по экономике, организации и технологии производства, лаборатория вычислительных машин в составе трех кабинетов, фонетический кабинет для изучения иностранных языков и т. д.

Ректорат, кафедры, партийная, комсомольская и общественные организации института серьезное внимание уделили выработке у студенческой молодежи потребности в научном дерзании, в сознательном глубоком овладении своей специальностью. Студенты вовлекались в работу студенческого научного общества, в научно-исследовательскую работу кафедр. Они участвовали в пропаганде научных знаний в коллективах предприятий, колхозов, совхозов. Результаты их научных исследований обсуждались на научных студенческих конференциях. Лучшие студенческие работы удостоены премии на всесоюзных и республиканских смотрах научных студенческих работ.

Произошли изменения в организации производственной практики студентов. Ее продолжительность для студентов IV курса по учебным планам, утвержденным МВССО СССР 1959 г., была увеличена. Широко практиковалось прохождение производственной практики на штатных должностях. так, в 1963/64 учебном году 70% студентов, специализирующихся по краткосрочному кредиту, и 14% студентов, специализирующихся по бухгалтерскому учету в промышленности и сельском хозяйстве, во время производственной практики работали на штатных должностях.

Студенты заочного и вечернего факультетов, если работали не по специальности, также в течение одного месяца проходили производственную практику.

В организации производственной практики кафедры института обращали серьезное внимание на правильный отбор предприятий, обеспечение руководства студенческой практикой высококвалифицированными опытными работниками и преподавателями, регулярный контроль за выполнением студентами программы, на укрепление трудовой дисциплины студентов, обеспечение их активного участия в общественной жизни коллектива, на качество защиты студентом отчета.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1966 г. Одесский кредитно-экономический институт был вновь реорганизован в институт народного хозяйства. К тому времени три дневных факультета (учетно-экономический, кредитно-экономический и планово-экономический), а также заочный и вечерний стали готовить для народного хозяйства экономистов по специальностям: «Планирование промышленности», «Планирование народного хозяйства», «Экономика и планирование материально-технического снабжения», «Планирование сельского хозяйства», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет в промышленности», «Бухгалтерский учет в Госбанке», «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве», «Статистика».

Увеличилось количество студентов, аспирантов и преподавателей. В 1966/67 учебном году в институте работало 177 преподавателей, из них 69 человек (38,7%) имели ученые степени и звания. На стационаре обучалось 1410 студентов, на вечернем факультете — 725 и на заочном — более 3000. Увеличилось количество аспирантов на стационаре и в заочной аспирантуре.

1966/67 учебный год в институте прошел под знаком достойной подготовки к славному юбилею — 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Проводились встречи с ветеранами Коммунистической партии, участниками Великой Октябрьской социалистической революции, комсомольцами 20-х и 30-х гг., участниками Великой Отечественной войны, теоретические и читательские конференции, тематические вечера, кинофестивали.

В период подготовки к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина стенные газеты факультетов, институтская радиогазета регулярно освещали ход подготовки к Ленинскому юбилею. Свои материалы они посвящали соревнованию академических групп, Ленинскому зачету, который носил характер своеобразной общественно-политической аттестации каждого студента. В стенгазетах планово-экономического и кредитно-экономического факультетов под рубриками «Как живешь, студент?», «Учебные будни», «Советует преподаватель» помещались материалы, освещающие опыт студентов- отличников учебы, подвергались критике недостатки.

Более разнообразный характер стала носить воспитательная работа. В основу ее был положен разработанный партийным бюро перспективный план политико-воспитательных мероприятий на весь период обучения студентов в институте. Этот план предусматривал, прежде всего, воспитание студентов на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, усиление военно-патриотического воспитания. Весь преподавательский коллектив под руководством партийной организации стремится воспитывать у молодежи преданность делу коммунизма, идейную стойкость и коммунистическую убежденность, патриотизм, высокие моральные качества, пролетарский интернационализм, непримиримость к любым проявлениям буржуазно-националистической идеологии. В институте создан Ленинский зал, организовывались экскурсии студентов по Ленинским и революционным местам, проводились ленинские чтения и научные конференции.

С целью расширения профиля подготовки экономистов в 1967 г. в институте организованы еще два факультета: финансово-экономический и факультет экономики труда. Реорганизован ряд кафедр.

Кафедры и научно-исследовательская лаборатория института максимально приблизили свои исследования к нуждам производства, оказывая конкретную практическую помощь промышленным предприятиям в подготовке и переходе их на новую систему планирования и экономического стимулирования. Такая помощь была оказана предприятиям Одессы — джутовой фабрике, галантерейной фабрике «Заря», фабрике изделий из синтетических, волокон, трикотажной фабрике имени Н.К. Крупской, трикотажной фабрике № 2, заводам «Полиграфмаш», «Продмаш» и др.

В целях оказания практической помощи предприятиям в переходе на новую систему планирования и экономического стимулирования институт совместно с издательством «Маяк» начал выпускать серию брошюр «Библиотечка заводского экономиста». Повышение уровня экономической работы на предприятиях промышленности и строительства, в сельском хозяйстве стало основным содержанием проводимых исследований. Институт стал базой экономической переподготовки кадров промышленности, строительства, сельского хозяйства. Новой формой творческой связи с производством и оказания помощи практическим работникам является «Деловой клуб экономистов». Здесь практики промышленности встречаются с учеными, обмениваются мнениями по наиболее актуальным проблемами экономики.

Под руководством партийной организации оказывается большая шефская помощь работникам предприятий в повышении экономических знаний. С этой целью партбюро и ректоратом были созданы постоянно действующие семинары и курсы повышения экономических знаний при Березовском райкоме Компартии Украины и при институте, систематически проводились теоретические конференции в районах области. Активное участие в этом приняли коммунисты Я. Гулинский, А. Ирошникова, С. Ковтун, В. Охлоповская, А. Родичев, Ц. Остринская и другие. В 1965/66 учебном году профессора и преподаватели института прочитали более 600 лекций на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах.

Важную роль в жизни партийной организации сыграло принятое в сентябре 1966 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране». Партийное бюро установило строгий контроль за выполнением плана мероприятий по претворению в жизнь этого постановления, стало больше уделять внимания организации учебного процесса, особенно самостоятельной работе студентов, изучению и распространению опыта работы студентов-отличников, повышению уровня идейно-воспитательной работы.

Большое значение для дальнейшего повышения качества обучения и воспитания будущих специалистов имеет принятое Центральным Комитетом КПСС (август 1967) постановление «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве».

Руководствуясь этим постановлением, кафедра истории КПСС значительно повысила идейно-воспитательный уровень лекций и семинаров. Особое значение как в учебном процессе, так и вне его придается воспитанию студентов на трудовых и революционных традициях советского народа, а также военно-патриотическому воспитанию. Кафедра истории КПСС систематически приглашает на занятия ветеранов труда, комсомольцев 20-х годов, старых коммунистов — Н.К. Волкова, М.В. Новикова, П.А. Коваля, Н.И. Виноградова, Героя Социалистического Труда бригадира слесарей завода сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции Б.А. Шевченко и др. Эти товарищи, выступая перед студентами, рассказывают о трудовых традициях советского народа, о личном участии в строительстве коммунизма.

На лекции и семинары по истории КПСС при изучении деятельности КПСС в годы Великой Отечественной войны преподаватели приглашают участников освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков — генерал-лейтенанта запаса П.М. Чернова (бывший командир дивизии), полковника запаса А.К. Иванникова (бывший командир батальона стрелковой дивизии). Студенты с большим интересом слушали воспоминания этих товарищей.

Систематически организовываются экскурсии студентов в музеи и к памятным местам революционной и боевой славы. Ведется большая воспитательная работа вне учебного процесса. При кафедре истории КПСС организован кинолекторий, где систематически ведутся беседы и демонстрируются учебные и документальные фильмы о В.И. Ленине, его соратниках, о работе партийных съездов, стройках пятилеток и др. Преподаватели кафедры философии и научного коммунизма ведут конкретные социологические исследования, изучают и обобщают опыт воспитательной работы преподавателей и общественных организаций института, помогают партийной организации разрабатывать основные направления и формы совершенствования и повышения эффективности всей работы по коммунистическому воспитанию студентов.

К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина — создателя Коммунистической партии Советского Союза, основателя первого в мире социалистического государства, вождя международного рабочего класса, всех трудящихся — был разработан конкретный план подготовки к этому событию.

Деятельная подготовка к ленинскому юбилею, особенно мероприятия, проведенные непосредственно в канун 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, значительно активизировали всю работу профессорско-преподавательского коллектива и студентов института. Большое внимание обращалось на глубокое изучение ленинского творческого наследия, была пересмотрена тематика курсовых и контрольных работ.

Преподаватели института к Ленинскому юбилею закончили написание ряда работ. Среди них работы Ц. Остринской и Г. Постниковой «Экономический анализ деятельности предприятий», Л. Крамаровского, Н. Бажала и Э. Вайнштейна «Оперативная техника и учет в банках», учебник Ф. Долгушевского, А. Гольдберга, Л. Крамаровского «Сборник задач по статистике отдельных отраслей народного хозяйства», Е. Покотило «Кредитование и расчеты в промышленности», 3. Зайцевой «Баланс банка» и др. Кроме того, к Ленинскому юбилею была подготовлена к печати монография С. Дяченко «Экономика и организация скотоводства в колхозах Юга Украины», учебные пособия Д. Романенкова и Г. Постниковой «Оперативный контроль основной деятельности колхозов и совхозов», И. Грекова «Хозяйственные договоры» и др. 12 преподавателей защитили кандидатские диссертации и 12 преподавателей подготовили кандидатские диссертации к защите в 1970 г.

100-летию со дня рождения В.И. Ленина были посвящены теоретические конференции, значительно активизировавшие научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов, способствовавшие приближению ее к запросам народного хозяйства.

1970/71 учебный год начался под знаком достойной встречи XXIV съезда КПСС. Материалы съезда глубоко изучались профессорско-преподавательским составом, студентами и сотрудниками института. В решениях съезда подчеркивалась огромная роль экономической науки в решении задач управления и планирования. Все это потребовало дальнейшего улучшения подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Продолжается совершенствование педагогического мастерства преподавателей, повышается идейно-теоретический уровень лекций и семинаров.

Большое значение для повышения уровня учебной и научной работы среди учащихся вузов имел Всесоюзный слет студентов, состоявшийся в Москве 19 октября 1971 г. Выступая на этом слете, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев подчеркнул: «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью.

Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный на практике применить принципы научной организации труда» (Брежнев Л.И. Речь на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 года. М., «Молодая гвардия», 1971, с. 9–10).

Выполняя решения XXIV съезда партии и указания Генеральною секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева, высказанные им в речи на Всесоюзном слете студентов, деканаты и кафедры уделяют большое внимание внедрению совершенных форм обучения и воспитания студентов. При изучении профилирующих дисциплин вводятся математические методы, программирование, применяются технические средства и т. д. Введена общественно-политическая практика для студентов всех курсов. За время пребывания в институте каждый студент может научиться вести агитационную, пропагандистскую и организаторскую работу на производстве.

В сентябре 1971 г. исполнилось 50 лет со дня основания института. Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 декабри 1971 г. за достигнутые успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитии научных исследований Одесский институт народного хозяйства награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР. Высокая награда вызвала новый подъем творческой активности среди преподавателей и студентов.

50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик в институте были посвящены теоретические конференции профессорско-преподавательского состава и студентов. Кроме того, была проведена научная конференция студентов-иностранцев по вопросам пролетарского интернационализма.

По решению партийного бюро института в подшефные районы области — Березовский и Тарутинский — выезжали группы преподавателей. Цель поездки — пропаганда среди тружеников села материалов, посвященных 50-летию образования Союза ССР.


Весь проспект «Одесский институт народного хозяйства» смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300