Перед началом совместного обучения в школах

1953 г., 25 августа, газета «Знамя коммунизма»:

Советская общеобразовательная школа за годы своего существования достигла значительных успехов в воспитании и обучении подрастающего поколения. Ком­мунистическая партия и Советское прави­тельство проявляют большую заботу о школе. Она выражена и в новом постанов­лении Совета Министров СССР о введении совместного обучения мальчиков и дево­чек в школах с 1954–1955 учебного го­да, принятом после широкого обсуждения вопроса. На многолюдных собраниях учи­телей и родителей учащихся Одессы, Из­маила, на сессиях районных и городских Советов депутатов трудящихся идея сов­местного обучения встретила единодушное одобрение.

В своих выступлениях родители отмеча­ли, что раздельное обучение детей нахо­дится в некотором противоречии с общим укладом жизни советского человека. В семье, в детском саду, в техникумах, ву­зах, во внешкольных учреждениях, в лю­бой отрасли труда, общественной деятель­ности — всюду рядом мужчина и женщина, юноша и девушка, и только средние шко­лы крупных городов являлись исключе­нием из этого общего правила. Об этом гово­рили и мать учащихся 108-й Одесской средней школы т. Попова, и отец учаще­гося средней школы № 118 т. Балацкий, и отец учащегося школы № 60 т. Холявко.

Опыт осуществления раздельного обуче­ния на протяжении десяти лет показал, что оно не содействовало улучшению учеб­но-воспитательного процесса в школе. Бо­лее того, раздельное обучение привело к снижению дисциплины во многих школах. Создавались крупные мужские школы, как, например, средняя школа № 117, № 118, № 122 Одессы, где обучалось до 1500–1800 мальчиков в каждой. Понятно, что в таких мужских школах обычные формы и методы воспитательной работы не дава­ли желательных результатов.

Раздельное обучение вызывало трудно­сти в осуществлении всеобщего обучения, в планировании школьной сети и ком­плектовании школ учащимися. Как пра­вило, мужские и женские школы не име­ли определенных микрорайонов, что сни­жало персональную ответственность ди­ректоров школ за выполнение закона о всеобуче. Введение совместного обучения, безусловно, этот недостаток устранит.

В силу раздельного обучения нередко детские контингенты распределялись меж­ду школами неравномерно. В Сталинском районе г. Одессы есть средняя мужская школа № 25 с украинским языком обуче­ния, имеющая всего 173 ученика. В этом же районе средняя женская школа № 90 с украинским языком обучения имеет 450 учащихся. Средняя наполняемость классов в этих школах составляла от 12 до 20 учеников. Аналогичное положение в шко­лах № 65 и 94 Ильичевского района. По­нятно, что существование таких школ вы­зывалось необходимостью раздельного обу­чения. При совместном обучении есть возможность, и целесообразно, слить их уче­нические контингенты, создать полнокров­ные средние школы, высвободить классные комнаты для разгрузки других школ.

Введение совместного обучения во всех школах будет также способствовать ус­пешному разрешению проблемы политех­нического обучения учащихся обоего по­ла. Совместное обучение явится благопри­ятным условием для формирования здоро­вых детских коллективов, почвой для соз­дания простых товарищеских отношений между мальчиками и девочками, создаст нужные предпосылки для всемерного улучшения качества учебно-воспитатель­ной работы и укрепления дисциплины учащихся.

В новом 1954–1955 учебном году мальчики и девочки 1–9 классов будут учиться вместе. До начала занятий оста­лось несколько дней. За это время органам народного образования и педагогическим коллективам совместно со всей обществен­ностью городов области предстоит проде­лать большую работу. Долг всей обществен­ности Одессы и Измаила помочь школам организованно, по-деловому завершить объединение ученических коллективов. В этих городах в подготовке к совместному обучению закончен первый организацион­ный период — установлены и утверждены исполкомами райсоветов депутатов трудя­щихся микрорайоны каждой школы, оп­ределены контингенты учащихся, уком­плектованы классы.

Однако в организационной работе, осо­бенно в Одессе, допущены серьезные не­достатки и ошибки. Например, средней школе № 92 определен микрорайон, кото­рый имеет всего 359 детей, а школа мо­жет принять 950 учащихся. В Кагановичском районе есть средняя школа № 59, размещающаяся в начале ул. Пирогов­ской, а Средняя школа № 54 — в конце этой улицы. Гороно и районо, вопреки здравому смыслу, закрепили за школой № 59 все нечетные, а за школой № 54 все четные номера этой улицы. Таким об­разом, дети, живущие против школы № 54 должны ходить в школу № 59 и наоборот. Конечно, это неверно и нарушает принцип территориальности.

Приведем еще пример, когда дети од­ного дома распределены в разные школы. Ильичевский районо (зав. т. Медведева) решил вывести из средней школы № 103 девочек, проживающих по ул. Буденного, № 43 (буквально второй дом от школы № 103), в школу № 133, расположен­ную у Алексеевского рынка, а мальчиков из 133-й школы, проживающих в доме № 43 по ул. Буденного, в школу № 103. А казалось бы, чего проще зачислить де­вочек и мальчиков в школу № 103, так как она самая близкая.

Все эти факты говорят о том, что го­родской отдел народного образования (зав. т. Скавинская), некоторые районные от­делы народного образования Одессы пол­ностью еще не обеспечили разрешение всех вопросов, относящихся к введению совместного обучения.

Переход к совместному обучению — дело сложное. Нельзя забывать, что пока про­ведена только подготовительная работа, причем сделана она только документально. Переданы и приняты списки, а не дети. Между обменом списками учащихся и приходом детей в класс на занятия ле­жит период серьезной работы с детьми и их родителями.

Отдельные недостатки в работе по вве­дению совместного обучения вызвали ряд жалоб родителей. Это обязывает органы народного образования, руководителей школ и педагогические коллективы чутко прислушиваться к их голосу. Необходимо провести в каждом районе собрания роди­телей, по примеру города Москвы создать тройки из представителей райкомов пар­тии, райисполкомов и районо, которые оперативно будут разрешать все вопросы, связанные с созданием новых школ сов­местного обучения.

Правильное комплектование классов — только начало огромной воспитательной работы. Не за горами 1 сентября. Лом­ка уже сложившихся ученических коллек­тивов, безусловно, затруднит на первых порах воспитательный процесс. Руководителям школ, учителям и работникам орга­нов народного просвещения особенно важ­но уже сейчас всесторонне продумать пути, методы и средства формирования детских коллективов. Все эти вопросы нужно широко, по-деловому обсудить на начинающихся сегодня августовских сове­щаниях учителей. После начала учебного года на помощь учителям должны прийти родительские комитеты, комсомольские и пионерские организации.

В новом учебном году перед советской школой стоит большая, ответственная задача перехода на новый учебный план. По ряду предметов вводятся новые учеб­ники. По сравнению с прежними новые программы предусматривают значительную подготовку учащихся к их будущей прак­тической деятельности и устраняют пере­грузку школьников учебной работой. Во всем этом педагогическим коллективам и органам народного образования должны помочь Одесский государственный университет, пединституты Одессы и Измаила.

Введение совместного обучения в школах, несомненно, даст положительные резуль­таты. Дело чести всех органов народного образования и руководителей школ — обес­печить тщательную подготовку к новому учебному году и тем самым добиться ре­шающего улучшения всей учебно-воспи­тательной работы, повышения уровня пе­дагогического мастерства учителей, уров­ня руководства школами.

Н. ТЕРЛЕЦКИЙ,
заместитель заведующего облоно.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300