Одесское пианино

У пианино новой марки. Слева направо: музыкальные монтажницы сестры Евгения и Александра Белинские, контрольный мастер Надежда Котенко, доцент Одесской консерватории Людмила Гинзбург, музыкальный мастер Владимир Чмерюк. Фото Я. Левита в газете «Знамя коммунизма» 23 марта 1957 г.

У пианино новой марки. Слева направо: музыкальные монтажницы сестры Евгения и Александра Белинские, контрольный мастер Надежда Котенко, доцент Одесской консерватории Людмила Гинзбург, музыкальный мастер Владимир Чмерюк. Фото Я. Левита в газете «Знамя коммунизма» 23 марта 1957 г.

1957 г., 23 марта, газета «Знамя коммунизма»:

Идея создания новой марки пианино родилась на Одесской музыкальной фабрике в 1954 году. Тогда предприятие выпускало уже семнадцатую тысячу пианино «Радянська Україна», но коллектив упорно трудился в поисках более совершенной модели.

Поиски начались с создания облегченной рамы из чугуна. Подолгу засиживались над чертежами главный конструктор Петр Перельман, кадровый рабочий Владимир Чмерюк и конструктор фабрики Василий Евстратов. Наконец, нашли лучшую, экономически более выгодную форму рамы: вместо прежних 90 килограммов ее нынешний вес достигал 77. Это сулило экономию 46000 килограммов чугуна в год.

Решили также изменить конструкцию резонансовой деки. Ее сделали тоньше, и звук инструмента заметно преобразился.

В новой модели запроектировали аграфы. Их преимущества неоценимы: аграфы обеспечивают строго пропорциональное размещение струн, повышение тональности и исключают возможность искажения звука. Опыта их производства фабрика не имела, но коллектив справился и с этой задачей.

Из многих вариантов внешнего вида инструмента наиболее привлекательно выглядел корпус обтекаемой формы. Возникла необходимость создания многих новых приспособлений, и коллектив их создал. Подлинным новшеством явилось применение лампы дневного света, ярко освещающей ноты на пюпитре.

Так в неустанных поисках создавались первые экспериментальные инструменты. В июле 1956 года два таких образца экспонировались на выставке в Киеве и сразу привлекли внимание музыкальной общественности столицы республики. Народный артист СССР К. Данькевич, доктор искусствоведения профессор Г. Таранов и доцент Л. Вайнтрауб в своем заключении положительно оценили новую модель Одесской музыкальной фабрики. Они отметили, что пианино своим внешним видом, габаритом, формой корпуса, цветной отделкой и аэрографическим покрытием, имитирующим ценнейшие породы древесины, а также звуковыми качествами выгодно отличаются от большинства моделей, выпускаемых ныне промышленностью СССР.

Похвальный отзыв дали и музыкальные деятели Одесской консерватории имени Неждановой, особенно отметив при этом хорошие акустические данные новой марки: красивый певучий звук, ровность звучания во всех регистрах, мягкость и приятность тембра.

Новый инструмент получил право на жизнь. Как же организовать его массовый выпуск? На фабрике осуществили организационную перестройку, объединив заготовительный цех и цех пианино. Изменили и технологический процесс. Но каждый день приносил коллективу трудности и испытания.

Секретарь партийной организации фабрики Иван Павлович Гребенюк задумался над вопросом: как ускорить организацию серийного производства?

— Соберем кадровых рабочих, наших лучших умельцев, побеседуем, посоветуемся с ними, — предложил он начальнику цеха пианино т. Середницкому. — Они подскажут много полезного.

Так и поступили. Передовики производства, опытные мастера в напряженные дни подготовки к потоку приходили со своими замыслами и предложениями к конструкторам и технологам, советовались, находили у них поддержку. Первыми проявили инициативу опытнейший специалист по сборке деревянных деталей пианино Алек
сандр Рогачев и столяр Станислав Андура. До сборки первых экземпляров новых моделей они предельно уточнили все размеры деталей основных узлов, доказали необходимость изменения некоторых деталей в самой конструкции.

С понятным волнением они начали монтаж. Кропотливая, заранее проделанная работа оправдала себя. Сборка была успешно завершена. Молодой настройщик Станислав Вересковский предложил оригинальное строение педального механизма, улучшающее его работу. Ряд полезных предложений внесли и другие специалисты.

Так шаг за шагом в цеху создавались новые инструменты цветной отделки, возрастал их выпуск. В январе и феврале их уже выпустили двадцать, а на апрель планируют 50. Коллектив прочно стал на путь массового выпуска новых пианино.

...В цехе пианино вы сразу ощущаете напряженный ритм работы. Вот сюда поступил раскрой корпуса. Его главной деталью является раста, на нее накладывается дека, за ней чугунная рама, навешиваются струны, и будущее пианино начинает свое трудное путешествие от старательных столяров к бригаде музыкального монтажа.

Здесь, в бригаде, вы присутствуете при рождении звука. Слышны мелодичные позвякивания струн — это так называемая грубая настройка. Затем укладывается клавиатура, одеваются молоточки, и уже явственно слышен столь знакомый любителям и знатокам музыки звук «ля» — с него и начинается окончательная настройка.

Пройдет немного времени и новая модель пианино появится в музыкальных классах, в квартирах трудящихся, во дворцах культуры и клубах городов и сел.

...К раскрытому инструменту садится доцент консерватории имени Неждановой Л. Гинзбург. Она исполняет «Патетическую» Бетховена. Отовсюду стекаются рабочие. Сейчас обеденный перерыв, и гости из консерватории решили совместить проверку звуковых достоинств новых моделей с фортепианным концертом. Эта весть быстро облетает всю фабрику. На концерт собралось двести рабочих.

— Товарищи! — обращается к собравшимся доцент Гинзбург. — Студенты консерватории и мои воспитанники Вячеслав Соболевский и Анатолий Зелинский сыграют вам «Русскую рапсодию» Рахманинова для двух фортепиано.

И люди, слушая музыку Рахманинова, воспевающую красоту русской природы, радостно ощущают плоды своего творческого труда.

По сверкающей клавиатуре стремительно бегут пальцы молодых пианистов. Невольно переводишь взгляд на другие — простые рабочие руки. На руки кадровых работниц фабрики сестер Евгении и Александры Белинских, чьи пальцы бережно подбирают молоточек за молоточком и регулируют с удивительной точностью механику инструмента. На руки с длинными, словно у пианистки пальцами контрольного мастера Надежды Котенко, строго проверяющей натяжение струн, упругость клавиатуры и плавность педального механизма. На руки художников своего дела — полировщиков Лидии Борисовой и Марии Барташевич. И хочется крепко пожать эти золотые руки, создающие для народа ценности культуры.

Концерт окончен. Аплодисменты. Госта и рабочие делятся впечатлениями, высказывают пожелания.

...Снова в цехе закипает работа. Вдохновенно трудятся мастера и настройщики, столяры и регулировщицы, резчики и полировщицы, слесари и механики.

Постановление ЦК КПСС о подготовке к празднованию 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции вызвало в коллективе Одесской музыкальной фабрики новый прилив творческой энергии. Труженики предприятия дали твердое слово ознаменовать сорокалетие Октября увеличением выпуска новой продукции, повышением ее качества.

М. ДАШЕВСКИЙ.

На снимке: у пианино новой марки. Слева направо: сестры Евгения и Александра Белинские — музыкальные монтажницы, Надежда Котенко — контрольный мастер, Людмила Гинзбург — доцент Одесской консерватории и Владимир Чмерюк — музыкальный мастер.
Фото Я. Левита.


Больше об Одесской музыкальной фабрике смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300