О театре кукол и его новом спектакле

Сцена из спектакля «По щучьему велению». Фото В. Колосова в газете «Большевистское знамя» 20 июля 1945 г.

Сцена из спектакля «По щучьему велению». Фото В. Колосова в газете «Большевистское знамя» 20 июля 1945 г.

1945 г., 20 июля, газета «Большевистское знамя»:

Театр кукол — это весьма интересный, весьма впечатляющий и доходчивый жанр. Он чрезвычайно полезен и нужен юному зрителю, но способен увлекать и зрителя, давно покинувшего детский сад или школьную скамью. Лучшее доказательство сказанному — прославленный театр Сергея Образцова в Москве.

Почему же получилось так, что некогда столь популярный среди одесских ребятишек бессмертный Ванька Рутютю так долго не мог «выйти в люди».

Произошло это, как нам кажется, отчасти вследствие характерной для работы театра за прошлые годы узости художественных заданий и примитивности изобразительных средств. Но несомненно, что существовала и недооценка места и роли кукольного театра, как такового.

Обогащение изобразительных средств театра засвидетельствовано последней его премьерой — «По щучьему велению» Е. Тараховской. Конкретно оно выразилось в следующем: переход от ширмы к сценической площадке, пользование осветительной аппаратурой, наличие оркестра, исполняющего специально написанную для данного спектакля музыку.

Кой о чем в пьесе можно спорить. В сущности, она лишена воспитательной целеустремленности. Могучее «щучье слово», доставшееся герою, не приобретает никакой социальной эффективности, да и в чисто личном плане используется чересчур примитивно. Пьеса лишена этических контрастов, необходимых в композициях подобного рода. Как представитель народа, герой Емеля должен вызывать безусловные симпатии зрителя, а между тем, он — лежебок, пользующийся своим талисманом для полной эмансипации от всякого физического усилия. Однако, эти, неустраненные театром, недочеты пьесы не помешали ей послужить канвой, на которой театру удалось вышить яркие узоры.

Прежде всего, пленяет яркая и сочная выдумка режиссуры (художественный руководитель театра Ю.А. Гиммельфарб и режиссер Г.В. Павлович). Ведра- самоходы на ножках, плавно передвигающаяся печь с колечками дыма над нею, скользящие без лошади сани — все это не только задумано остроумно, в духе русской народной сказки, но и блестяще выполнено технически, что для данного жанра является, пожалуй, решающим. И это в условиях крайней скудости средств. Руководство театра (директор т. Хусид) преодолело эти трудные условия и театр смог обрести свой нынешний, творчески гораздо более зрелый, облик.

Художники Мурашко и Никифоров, авторы костюмов кукол Суворова и Матвеева создали красочное и стильное зрелище. Менее других выразительны некоторые куклы зверей (лиса, заяц). Излишне мрачен лиловый тон сцены рассвета в лесу.

Сложно, необычно и трудно искусство невидимого актера в кукольном театре. Тем значительнее и радостнее успех, достигнутый многими актерами театра, например, исполнителями ролей Емели (арт. Мисюра). собаки (арт. Коген), мамки (арт. Таян). С трудной задачей вести речь за четыре роли (царь, генерал. глашатай и медведь) прекрасно справился арт. Агатов. Очень тонкие интонации были в исполнении арт. Донде (царевна Несмеяна).

Небольшой оркестр и музыка, тактично составленная Свирским и Глазачевым, несомненно способствовали успеху спектакля. Балетмейстер В. Вронский живо и остроумно поставил ряд танцев.

Прямой же долг областного Отдела искусств всемерно поддержать материально и организационно Одесский театр кукол на его новом большом пути.

М. СТЕПНЯК,
В. АЛЕКСЕЕВ.


Больше о кукольном театре смотрите здесь.

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300