Новый курс украинской кинематографии
Кадры из селянской фильмы «Новыми шляхами»; фильма посвящена перевыборам сельсоветов. В фильме отражены: борьба с кулачеством, организация колхоза.
Кадры из фильмы «Человек с кино-аппаратом» (автор-постановщик Дзига Вертов).
1928 г., декабрь, журнал «Шквал»:
«Мрачное настроение, которое овладело московскими кинематографистами в начале года, сейчас начинает улучшаться».
«При оценке положения, очевидно, не приняли во внимание роста национальных кино-организаций...»
«Очевидно, очень крупным событием будет «Арсенал» Довженко. Эта картина и украинского, и всесоюзного значения — она доказывает правильность ставки на развитие местных национальных культурных центров и отучает нас от мысли о «провинции».
Так пишет московская «Кино-газета».
Кино-Украина давно перестала быть кино-провинцией. Для нас, более знакомых с положением украинской кинематографии, чем московские товарищи, — это аксиома.
Украинская кинематография в прошлом страдала не от недостатка способностей, а от недостатка организации.
Вернее «организации» было слишком много. Организационных пут. Мелочной опеки над производственными единицами; бюрократизма в области заготовки сценариев.
Истекший год показал, что от всего этого украинская кинематография освобождается; нынешние руководили ВУФКУ поняли, что кинематографическое производство должно быть организовано вокруг кино-павильонов, а не вокруг кино-канцелярий.
Есть ли результаты этого нового курса украинской кинематографии?
Об одном из них вы уже читали: — «Арсенал» Довженко.
Да, «Арсенал» Довженко — фильма всесоюзного значения и политического и кинематографического.
«Арсенал» — эпопея украинского Октября, но эпопея, написанная кино-художником и на языке кино. «Арсе-… (текст оборван)
Теорию кино начинают писать и на Украине. Как известно, лучшие кинематографические теории — те, что пишутся не на бумаге, а на экране: объективом, а не пером. «Киноки» Дзига Вертов и Кауфман своей новой фильмой «Человек с киноаппаратом», которую так восторженно принял общественный просмотр Киева, лишний раз это доказывает. В то время, как Дзига Вертов работал в Москве, он много говорил и мало снимал. Сейчас он много снимает; не слышно что-то, чтобы он много высказывался.
«Киноки» отказались от слова не только вне кино, но и в самом кино: «Человек с кино-аппаратам» — фильма без надписей. «Человек с кино-аппаратом» — этап на пути полного освобождения кино от литературщины и театральщины. И «Арсенал», и «Человек с кино-аппаратом» — авангард предстоящего выступления украинской кинематографии.
Это выступление предстоит в течение ближайших месяцев. Сейчас на одесской фабрике закончено немало фильм. Тут и «Накануне» — реж. Гричер. «Жемчужина Семирамиды», — реж. Стабовой и «Ночной извозчик» — реж. Тасин и «Бенефис клоуна Жоржа» — реж. Соловьев, и «Новыми шляхами» — реж. Долина.
Разные фильмы. Разные их ждут судьбы; но бесспорно, что некоторые из них найдут и прочное признание и хороший успех.
#







