Контуры будущей Одессы (генеральный проект реконструкции города 1949 года)
В зале заседаний облисполкома развешены карты, эскизы, чертежи. Красные линии, зеленые кружочки, разноцветные квадраты — все это условные знаки, обозначающие контуры Одессы недалекого будущего. Таким будет наш город через 15–20 лет по замыслу авторов проекта его генеральной реконструкции.
Смысл и цель этого проекта можно выразить замечательными словами М.И. Калинина: «Города строятся на столетия, поэтому особенно нужна их целесообразная планировка».
Генеральный план реконструкции Одессы, составленный украинским государственным институтом проектирования городов, обсуждался 14 февраля на заседании исполкома облсовета депутатов трудящихся. Докладывали прибывшие из Киева директор института тов. Новиков и старший экономист тов. Ярославский.
Авторы проекта учли огромные перспективы развития промышленности и транспорта Одессы. Морской порт — важнейший фактор, определяющий не только экономику, но и внешний облик нашего города. Все больше крепнут связи Одессы с Дунаем, с портами стран новой демократии — Румынии и Болгарии. Одесса становится крупнейшей судоремонтной базой Черноморья. Растут нефтеперевозочные операции.
Строятся новые предприятия, расширяются действующие фабрики и заводы. С каждым годом вступают в строй все новые производственные мощности. Увеличивается численность населения города. Все это вызывает потребность в территориальном росте Одессы. Городу уже тесно в нынешних пределах. В каком же направлении будет развиваться чаш город-герой в ближайшие 15–20 лет?
Ответ на этот вопрос авторы нашли в
исторически сложившихся традициях территориального роста города. Он и впредь будет развиваться главным образом к югу, вдоль побережья, в сторону Аркадии и Фонтана и частично на север, в районе Жеваховой горы. Но дорогу на юг сейчас преграждает вокзал. Железная дорога врезалась в густо населенный жилой центр города, отгораживая его от южной части, где предстоит большое жилищное и курортное строительство. Поэтому по плану реконструкции новый пассажирский ж. д. вокзал будет построен в 1,2 километра от нынешнего места, в районе железнодорожного поселка (вторая станция Фонтана). Это тем более экономически целесообразно, что потребуется снос всего шести малоэтажных зданий. Пушкинская улица, таким образом, получит прямое продолжение на юг через Средне-Фонтанскую и улицу Перекопской дивизии. Она станет одной из самых основных магистралей, вокруг которой будет формироваться новая, южная часть Одессы.
На месте же нынешнего вокзала возникнет новый общественно-административный центр города. Такого центра Одесса сегодня не имеет. Административные и общественные учреждения размещены в разных районах города. Место, избранное для создания нового административно-общественного центра, весьма выгодное. Оно будет расположено на пересечении двух важнейших магистралей — Пушкинской и улицы Чижикова.
Авторы проекта решили и другую заначу — найти выход из центра города к морю. Чтобы попасть на берег моря, жителям Одессы приходятся сейчас выезжагь за город. Проект намечает соединить в нескольких местах берег с центром города.
Сохраняются основные промышленные районы Одессы. Значительно расширяется
территория парков культуры и отдыха — им. Шевченко, «Победа». Разработана большая программа озеленения. Будут созданы новые бульвары, скверы, крупные зеленые массивы. Комсомольская улица, например, превратится в своеобразное зеленое полукольцо. Вокруг города намечена организация лесозащитной зоны, большого лесопарка.
Широкое развитие получит городской транспорт, особенно троллейбусный. По всему Пролетарскому бульвару протянется новая троллейбусная линия. Проект намечает реконструкцию целого ряда лиц и курортно-дачных районов. Устанавливаются районы для индивидуального жилищного строительства малоэтажных зданий.
В обсуждении проекта приняли участие секретарь обкома КП(б)У тов. Кириченко, зав. облкоммунотделом т. Чумаченко, зав. областным отделом по делам архитектуры т. Смирнов, архитекторы тт. Каневский, Зейлигер и другие. Выступавшие сделали ряд существенных критических замечаний. На заседании было оглашено также заключение государственной экспертизы во главе с академиком В.И. Заболотным, которая внесла важные поправки и предложения к проекту. По мнению экспертизы не вполне ясно и точно установлена городская черта. В целях обогащения силуэта города экспертиза считает желательным предусмотреть строительство в отдельных, особо ответственных в архитектурном отношении местах города высокоэтажных вданий (8–10 этажей). Необходимо также наметить размещение рыночных и торговых площадей.
Исполком облсовета одобрил в основном проект генеральной реконструкции Одессы со всеми этими поправками и предложил доработать для представления его на утверждение правительства.
Д. Л.
Газета «Большевистская правда», 16 февраля 1949 г.