Классика на сцене театра Красной Армии
1945 г., 17 января, газета «Большевистское знамя»:
«Женитьба Фигаро»
На благодарном материале «Женитьбы Фигаро» Бомарше — одной из лучших комедий мировой драматургии постановщик — заслуженный артист УССР Б.Н. Норд создал в театре Красной Армии безусловно блестящий спектакль. Стремительный темп, быстрое и неожиданное нарастание в нем событий — бесспорное достижение постановщика. Оформление же художника Л.Я. Альшица, легкое и красочное, воплотившее всю причудливую архитектуру эпохи, дает еще полнее почувствовать очарование спектакля.
Острый и смелый поединок разворачивается между властным графом Альмавивой и ловким Фигаро. Фигаро и его друзья — слуги и крестьяне — привлекают к себе симпатии в поединке и это им желаешь удачи, когда плетется хитрая интрига вокруг графа. Все свои симпатии отдал Бомарше Фигаро и его союзникам. Молодость восходящего класса, его уверенность в своих силах и возможностях отразились в комедии, рожденной в канун Великой Французской революции!
В спектакле немало актерских удач. Заслуженная артистка УССР Расс создала обаятельный образ Сюзанны, лукавой и веселой и слегка жеманной — и это жеманство легко объясняется ее службой у господ, где она неизбежно, хоть и поверхностно, восприняла какие-то новые манеры и привычки. Юношеская влюбленность Керубино прекрасно чувствуется в исполнении артиста Юфы: счастливый внешний рисунок удачно гармонирует с передачей внутренних чувств. Тактично подает артистка Чежегова в роли Марселины переходы от гнева к радости, от неудовлетворенной любовной страсти к материнской спокойной ласке.
Правильно намечен контур роли графини молодой артисткой Каблучко: нужно лишь больше смелости и уверенности в игре. Корректен и С. Маккавейский в роли графа.
Однако, далеко не вполне оправдывает ожидания заслуженный артист УССР Заславский в заглавной роли Фигаро. Он много смеется и много поет, добросовестно произносит весь текст и проделывает все необходимые движения. Однако, у его Фигаро нет того внутреннего огонька, который обязателен при исполнении этой яркой комедийной роли. Ведь имя Фигаро стало почти нарицательным в быту: оно связано в нашем представлении с необычайной подвижностью, легкостью и ловкостью носителя этого имени, с непринужденным, бьющим через край весельем, с искрометной подачей острот, рассыпанных в тексте роли. А вот этой непринужденной веселости и нет в игре Заславского и потому симпатии к Фигаро в спектакле театра Красной Армии больше относятся за счет авторского текста, чем за счет игры исполнителя заглавной роли.
В. МИЛЕШКО.
«Без вины виноватые»
В спектакле «Без вины виноватые» театра Красной Армии глубоко волнующий, драматический образ Кручининой создает заслуженная артистка УССР Л.И. Бугова. В необычайно собранном, психологически оправданном образе раскрывается перед нами большое сердце матери, вся глубина человеческого достоинства, которая живет в героине Островского. Роль Кручининой — одна из любимых в репертуаре актрисы, которая исполняла ее и раньше в Одессе на сценах других театров.
Сколько чуткости, ласки и мягкой женственности проявляет Кручинина-Бугова к Незнамову (сцена в номере у Кручининой) и в то же время, как неприступно холодны и полны достоинства ее ответы Мурову (сцена в артистической уборной). Чарует игра Буговой и в 1-м акте, когда пред нами предстает юная еще Люба Отрадина в тесной связи со всем последующим развитием образа Отрадиной-Кручининой. Ни тени обреченности или подавленности, чувствами которой окрашивают эпизоды первого акта другие исполнительницы роли Кручининой!
Большой человечностью дышит вся трактовка этой роли — одной из лучших в русской драматургии ролей матери — страждущей и мятущейся, ищущей и обретающей сына.
У партнера Буговой — заслуженного артиста УССР Старицкого наиболее удачны нежные, лирические места. Однако, в целом роль, очевидно, нe в плане его дарования. Не чувствуется Незнамов — такой, как он обрисован Островским — с напускной его грубостью, с измученным, но еще не ожесточившимся, страстно жаждущим правды и ласки сердцем. Ненужные выкрики, бесконечное ускорение темпа, излишняя жестикуляция подменяют внутреннее раскрытие образа.
Очень хорош Шмага в исполнении арт. Дальского. В этой роли легко перешагнуть грань, отделяющую тонкую комедийную игру от шаржа и утрировки. При первых репликах Шмаги возникает опасение, что эта грань будет перейдена (сцена в номере у Кручининой), но дальнейшая игра рассеивает опасения. Шмага Дальского — глубоко трагичен в своем комизме.
Неплохая Коринкина — засл. артистка УССР Расс допускает в некоторых местах (сцена с Дудукиным в номере у Кручининой) утрировку и переигрывание.
Приятное впечатление оставляет арт. Солдатова в небольшой роли горничной Аннушки. Неплоха Галчиха, простая, забитая жизнью, заговаривающаяся старуха в исполнении арт. Чежеговой. Именно в простоте исполнения — главная заслуга артистки.
В общем — культурный спектакль, достойный великого Островского.
Н. ЮСТРАТОВА.
Больше о театре Советской Армии смотрите здесь.