История Петро-Павловской церкви в Одессе

Церковь Петра и Павла со стороны Петропавловского переулка. Открытое письмо. 1910-е гг.

Церковь Петра и Павла со стороны Петропавловского переулка. Открытое письмо. 1910-е гг.

На четвертом десятке лет существования Одессы мещане ближайших к Внешнему бульвару кварталов решили обратиться к городским властям с просьбой разрешить им устроить «между городом Одессы и Молдаванкой на никем не застроенном месте единоверческую Православного Греко-Российского исповедания церковь во имя апостолов Петра и Павла». За подписями мещан великороссийского общества Молдаванки Ивана Кудряшова, Афанасия Вербина, Василия Ветрова, Ефима Панфилова и других такое прошение в мае 1826 года легло на стол Одесского градоначальника. С этой официальной бумаги и началась история одесского Петро-Павловского храма.

Для строительства будущей Петро-Павловской церкви было выбрано пустопорожнее место размерами по 60 саженей в длину и ширину. Возведение храма всегда было дорогостоящим делом. Готовясь к большой стройке на Молдаванке, ее организаторы разузнали, что многие из казарм в предместье города намечены к разборке. Именно этот камень строители собирались использовать для стен нового храма. Но лишь спустя два года, в марте 1828-го, из Святейшего Синода поступил указ о разрешении приступить к строительству Петро-Павловской церкви. Попечители поспешили вновь вернуться к вопросу о строительном материале, тем более, что казармы к тому времени уже были разобраны. Бутовый камень с ближайшей казармы № 22 в количестве 31.000 штук разного размера и 13.000 штук черепицы уже ждали своего часа. Таким образом, можно предположить, что закладка первого камня в основание будущего Петро-Павловского храма могла происходить в мае-июле 1828 года.

Начавшееся на доброхотные пожертвования строительство затянулось. Вначале Одессу постигла эпидемия чумы. Лишь только город и его жители оправились от страшной заразы, как с 1833 года грянули засуха и неурожаи. Как ни старались инициаторы строительства Петро-Павловского храма не останавливать начатые работы, обстоятельства, чаще всего финансового характера, вынуждали их дождаться лучших времен.

Между тем, еще до завершения работ по возведению церкви, из духовной консистории поступило разрешение устроить временный молитвенный дом, что и было сделано в 1831 году. Для отправления богослужений сюда был назначен священник Михаил Чернов, служивший до этого диаконом в единоверческой Успенской церкви на Преображенской улице.

Неизвестно, как долго бы продолжалось строительство Петро-Павловской церкви, если бы не одно важное событие, произошедшее в 1837 году и сыгравшее решающую роль в завершении долгостроя. Определением Святейшего Синода была основана отдельная Херсоно-Таврическая архиерейская кафедра, в состав которой вошли церкви Херсонской и Таврической губерний. Правящему архиерею было назначено пребывать в Одессе. Руководить новой епархией был назначен архиепископ Гавриил (Розанов). Ознакомившись со всеми одесскими храмами, он предпринял меры по скорейшему завершению строительства уже начатой церкви на Молдаванке.

В 1839 году возведенный на добровольные пожертвования прихожан Молдаванки храм был освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. Известно, что церковь сия была трехпрестольной. Но, по всей видимости, первоначально был освящен лишь основной престол. Это предположение основано на том, что в 1840 году граф М.С. Воронцов направил в столицу свое ходатайство о предоставлении возможности использовать часть средств из городской казны для храмостроительства в Одессе. Речь шла об улучшении внутреннего и внешнего благолепия кафедрального Преображенского собора, о построении на Пересыпи новой церкви и о достройке Петро-Павловского храма на Молдаванке.

В январе 1841 разрешение было получено. Для достройки Петро-Павловской церкви из городских средств отпускалось безвозвратно 4.575 рублей серебром. На что конкретно были употреблены выделенные деньги — неизвестно. Вероятно, храм продолжал достраиваться еще долгое время, во всяком случае, в 1847 году он был еще без колокольни. Лишь с 20 июля того же года настоятель Преображенского собора протоиерей Михаил Жуковский был назначен членом комиссии по возведению таковой при Петро-Павловской церкви.

Первое время церковный клир состоял из настоятеля, дьячка и пономаря. Но уже в 1840 году в штате появилась должность диакона, на которую получил назначение Николай Фомин, служивший при этом храме с 13 августа 1835 года дьячком. В 31-й день марта 1840 года состоялось возведение его в сан диакона. Известно, что вплоть до 1854 года его зычный голос продолжал звучать на богослужениях в Петро-Павловской церкви.

В июне 1844 года настоятелем стал протоиерей Исидор Гербановский, переведенный сюда из церкви Архангело-Михайловского женского монастыря. Интересен тот факт, что сей служитель церкви был прадедом всемирно известного одесского ученого физика Георгия Антоновича Гамова.

2 мая 1848 года архиепископ Гавриил распрощался с Одессой. Уже в следующем году, при следующем владыке архиепископе Иннокентии (Борисове), был заложен новый храм на Слободке. Его настоятелем был назначен принятый из Харьковской епархии священник Иоанн Глембоцкий. А поскольку церковь находилась в процессе строительства и служба в ней не велась, то о. Иоанн был временно зачислен в штат Петро-Павловской церкви. В дальнейшем он так и не возвратился в Слободской храм, а продолжал служить на Молдаванке. О том, что о. Иоанн имел возле церкви свой дом, удалось узнать из объявления в газете «Одесский вестник». Оно дословно гласило: «Некто имеет завод канареек до ста штук обоего пола хорошего напева; в том числе есть ученые, поющие вальс, которые продаются по сходной цене. Желающие покупать могут адресоваться на Молдаванку, возле Петропавловской церкви, рядом с дрожечником Маслюшком, в доме священника Глембоцкого».

После Глембоцкого настоятелем был священник Георгий Бощановский.

Кроме имен первых инициаторов устроения Петро-Павловской церкви на Молдаванке, мало что известно о ее будущих попечителях. Лишь по сведениям 1862 года следует, что в тот год церковным старостой был избран и утвержден одесский купец 3-й гильдии Афанасий Никитич Соколов. Прихожане вплоть до 1871 года продолжали избирать Соколова на эту должность. Следующие два трехлетних срока старостой был отставной штабс-капитан Петр Николаев, которого в 1877 году сменил одесский купец 2-й гильдии Николай Старков.

В том же 1877 году на общем собрании прихожан было избрано церковно-приходское попечительство, призванное заботиться о повседневной хозяйственной деятельности церкви. Его председателем стал священник Михаил Косовский. По призыву членов попечительства откликнулось множество тех, кто пожелал внести свое благотворительное приношение на благо Петро-Павловской церкви. Среди жертвователей можно отметить отставного солдата Ивана Лагутина, преподнесшего в 1875 году для храма два хоругвия, стоимостью 100 рублей, за что он был удостоен архипастырского благословения с выдачей похвального листа. В 1880 году такое же архипастырское благословение «за усердие к храму Божию» получили вдова механика Васса Климова и купец Андрей Виноградов. Указом Святейшего Правительственного Синода от 17 декабря 1880 года за № 4897 было преподано благословение с выдачею установленных грамот одесской мещанке Марии Абрамовой за пожертвование в пользу Петро-Павловской церкви 500 рублей, а также еще 500 — в пользу ее причта.

Еще более обогатилась Петро-Павловская церковь после того, как ей был завещан бывший дом Харламова на Садиковской улице и усадьба на Разумовской, где впоследствии на церковные средства было выстроено еще одно здание, в котором разместилось народное училище. Другой одноэтажный дом возвели прямо в церковной ограде, в северо-западной ее части, в нем также долгое время проходили занятия народной школы. Сама ограда представляла собой красивую чугунную изгородь на каменном фундаменте, устроенную стараниями приходского попечительства. Несколько позже на Манежной № 54, рядом с оградой, построили дом для причта в два с половиной этажа.

Таким образом, Петро-Павловский храм оказался уютно вписанным между улицами: с востока — Манежной, с запада — Мастерской, с севера — Петропавловским переулком, а с восточной стороны — Петропавловской улицей. Как уже говорилось, основной престол был освящен во имя апостолов Петра и Павла. На горнем месте просторного алтаря находилась икона Святой Троицы. Правый придел церкви был посвящен Казанской иконе Божией Матери, а левый, в северном приделе, освящен во имя преподобного Герасима Иорданского. Все три престола были изготовлены из дубового дерева с верхней кипарисной доской. Для внутреннего освещения церкви в центральной ее части висело большое медное четырехъярусное паникадило с электрическими свечами. Два других, двухъярусных с лампадами, находились в боковых приделах. Просторный крестообразный храм мог одновременно вместить до тысячи молящихся. Перезвон шести колоколов на высокой колокольне далеко разносился по Молдаванке. Самый большой колокол — праздничный — весил 330 пудов, вес будничного колокола составлял 155 пудов, а часы отбивал 33-х пудовый. Еще три малых подзвонных в 6, 3 и 2 пуда добавляли звонкую голосность в общий унисон колокольных звонов.

Сегодня Петро-Павловскую церковь можно видеть лишь на редких фотографиях и почтовых карточках того времени: в 1930-х годах прошлого века Петро-Павловский храм исчез с карты города.

Виктор МИХАЛЬЧЕНКО.

(Опубликовано с сокращениями 14.09.2023 г.)

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300
Реклама альбомов_2  300