Фуникулер, эскалатор
Фуникулер в Одессе открыт 6 июня 1902 года.
Строительство подъемной машины – фуникулера – проводилось по проекту молодого одесского инженера Н.К. Пятницкого под руководством инженера В.К. Раковского. Предварительно были проведены работы по укреплению склонов, затем проложен одноколейный рельсовый путь длиной около 100 метров с разъездом посредине и переходным мостиком над ним. На бульваре, на месте изящной смотровой площадки, возвели верхний деревянный павильон фуникулера, внизу, на Приморской улице – каменное здание с перроном, кассой и конторой.
Два вагончика, вмещавшие по 35 человек, были доставлены из Парижа, специальные тросы изготовили на одесском канатном заводе. Продолжительность поездка на фуникулере была меньше минуты. Стоимость подъема составляла 3 копейки, спуск обходился в 2 копейки.
Фуникулер не работал с 1919 года до 20 сентября 1926 года (Первая мировая и гражданска войны) и в Великую Отечественную войну (работа возобновлена в 1947 году).
1949 г., 01 мая, газета «Большевистское знамя»:
С сегодняшнего дня после капитального ремонта вновь начал функционировать фуникулер (подъемная железная дорога) на Приморском бульваре.
1967 г., 15 ноября — фуникулер демонтирован и списан. Письмо о снятии с учета направлено в инспекцию Госгортехнадзора УССР. Строения фуникулера существовали еще несколько лет.
С 1970-го по 1995-й на месте фуникулера работал крытый эскалаторный подъем.
2 сентября 2005 года на месте эскалатора открыт наклонный подъёмник-лифт.
Ева КРАСНОВА,
Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ.