Автомобильный салон в Одессе
Автомобиль на фоне Одесского отделения Крестьянского поземельного банка. Пер. Нахимова (тогда — Барятинский) пер., № 2. 1910-е гг.
В автомобиле справа — И.Б. Галюзман, дедушка автора статьи. 1912 г.
Кому из нас не лестно порой узнать, что именно в его городе прежде произошло нечто особенное или вообще впервые? Патриотизм же одессита общепризнанно гипертрофирован.
С каким-то даже спортивным азартом одесситы утверждают, что их оперный театр — самый красивый в мире, а город — самый прекрасный. Вспоминают, что еще в 1829 году в Одессе впервые в мире в борьбе с холерой в качестве антисептика была успешно применена хлорная известь, что еще в 1838 году впервые в России был уложен асфальт, что еще в 1886 году была открыта первая в России и вторая в мире бактериологическая станция, что еще в 1908 году был открыт первый в России авиаклуб и что именно в одесское небо в 1910 году впервые в России взлетел первый русский летчик Михаил Ефимов...
Ужасно грохотавшее и извергавшее неимоверное количество дыма чудо — первый в России автомобиль, также довелось созерцать зачарованным жителям Одессы на своих тогда еще немощеных улицах. Эта необычная диковина — привезенный из Франции «Бенц» принадлежал весьма популярному в городе редактору-издателю газеты «Одесский листок» В.В. Навроцкому.
С того достопамятного 1891 года «экипаж без коня» основательно вошел в жизнь города. И наряду с конкой, трамкаретами, извозчичьими биржами для фаэтонов на резиновых шинах, дрожек, карет и ландо стали появляться и первые автомобильные
биржи.
В 1910 году путеводители по Одессе предлагали приезжим биржу, расположенную в самом центре города на Дерибасовской возле Городского сада в виде следующего объявления:
«Автомобили с таксометрами, вполне удобные и изящные, можно иметь по цене 30 коп. за 1 версту с уплатой по 10 коп. сверх того за каждое занятое в автомобиле место (всего там 4 места); за простой взимается по 10 к. за каждые 4 минуты...»
Правда, тут же следовало предостережение: «Покуда удовольствие это еще слишком дорогое».
Большинство автомобилей в городе составляло частную собственность. До двадцати представительств и отделений всевозможных иностранных автомобильных фирм обосновалось тогда в Одессе. И самой лучшей рекламой им послужил открытый 15 апреля 1912 года автомобильный салон, устроенный Одесским автомобильным обществом в помещении скетинг-ринга по улице Греческой, 48 (скетинг-ринг был оборудован в 1910 году на месте сгоревшего четырьмя годами раньше старого Русского театра).
Салон вмещал в себя несколько отделов. В общем отделе «История автомобилизма в Одессе» девятнадцать фирм экспонировали в хронологическом порядке все типы автомобилей (в том числе и грузовики), существовавшие в то время в городе. Шины, масла, непромокаемые плащи и костюмы были выставлены в другом отделе. И наконец, в третьем отделе салона была представлена литература: книги, брошюры и другие издания по автомобилизму и автомобильному спорту.
Выставка эта просуществовала недолго, всего две недели, но как память о ней сохранились серебряные жетоны работы местного гравера и ювелира Людвига Пахмана.
Виктор КОРЧЕНОВ.
Иллюстрации предоставлены автором.
Опубликовано 21.09.2022.