Раввин Рувен ПЯТИГОРСКИЙ Иерусалим
Самое короткое определение: высшая талмудическая школа. В ней учат, а вернее сказать, глубоко исследуют Тору и Вавилонский Талмуд. По напряженности занятий иешива не уступает ни одному учреждению любой из известных ныне систем образования. Поскольку главной обязанностью каждого еврея считается занятие Торой, то во все времена во всех еврейских общинах самое пристальное внимание уделялось созданию и поддержанию иешив.
Прообразом современных иешив были академии Вавилонии, образованные еще в эпоху составления Талмуда. Со временем центр талмудической учености переместился в Северную Африку, Испанию и Италию. Потом особенно прославились иешивы Северной Франции и Германии, где разрабатывались новые методы изучения Устной Торы. В поздние века слава лучших закрепилась за иешивами сначала Польши, а затем Литвы.
Иешивы всегда существовали на пожертвования. Учеников (бахурим) кормили по частным домам. Престиж иешив всегда был настолько велик, что считалось почетней взять в женихи для дочери ученика из иешивы, нежели выдать ее за богатого неуча. Завершение изучения очередного трактата Талмуда было праздником для всей общины.
Самые известные иешивы современности расположены в Иерусалиме и Бней-Браке. Это иешивы так называемого "литовского направления" — "Поневеж", "Мир", "Слободка-Хеврон", "Бриск"; сефардские иешивы, в числе которых "Порат Йосеф". В ряде иешив проводятся также уроки на русском языке для начинающих: "Швут Амии", "Ор Самеах" в Иерусалиме, "Торат Хаим" в Москве и пр. Есть иешива и в Одессе — на Еврейской, 25 (по этому адресу расположена Главная синагога города).
Что означают уважительные обращения — рав, рэбе, раби?
Все эти слова происходят от одного корня, значение которого — "много" или "большой". Строго говоря, на языке Письменной Торы слово рав означает "первенец", "старший". Сказано про Яакова и Эсава, сыновей Ицхака: "Старший (рав) будет служить младшему" (Берешит 25:23). Но уже в Мишне под словом рав понимается учитель: "Сделай себе учителя, рава" (см. трактат Авот).
Если разрешение на преподавание и вынесение постановлений учитель получал в Эрец-Исраэль, то его звали раби (арамейский эквивалент слова рав). Так называли практически всех мудрецов эпохи Мишны. В отличие от них, большинство мудрецов Талмуда, получивших разрешение на преподавание и суд за пределами Страны Израиля, имели звание просто рав.
С установлением в еврейских общинах особой организации, рабанута, ведавшей всеми религиозными вопросами вплоть до вынесения судебных приговоров по имущественным тяжбам, звание рав перешло на ее участников. Равами стали называться судьи и учителя, толкователи Торы, а затем и просто уважаемые благочестивые люди. Им выделяли особые места в синагоге, оказывали знаки почтения. Считалось, что в их лице приветствуется Тора. Обычай этот появился еще во времена Вавилонских академий и был затем перенесен в Европу. Глава общины назывался Арав аришон, Первый среди рабаним (множ. число от слова рав). Одним из первых это звание получил раби Моше бен Ханох, переселившийся из Вавилона в Испанию. Рэбе — не что иное как ашкеназская форма обращения рав.