Прислушайтесь к разговорам в трамваях, в автобусах, в маршрутках — вы услышите и про Чубаевку, и про Черноморку, и про поля орошения... Люди уже ощутили себя жителями демократического мира, где частная собственность священна.
Признаюсь, не сразу пошел я в зал "Унион", где на всеобщее обозрение выставлен Генплан Одессы. В свое время я много писал о предыдущем Генплане, привлек к его обсуждению в "Вечерке" Виталия Чечика и Ларису Сикорскую и многих других ярких профессиональных архитекторов. Прошли годы. И лишь теперь понимаешь, что полемика, которую мы тогда затеяли в "Вечерней Одессе", была напрасной. План остался планом. А жизнь шла своим путем, не предвиденным никакими социологами и инженерами.
Может, и нынешний Генплан — лишь "фишка", документ, нужный для "галочки", без которой можно обойтись. Но говор стоустой толпы в зале "Унион" подсказывает, что коллективный разум обиженных — уже заранее — одесситов, тем, что их вычеркнули из городских кварталов, даже психологически нужно воспринимать как взрывное устройство, которое при любой неуклюжей попытке следовать линиям чертежа может сработать.
И уже никто не ищет на Генплане дорожные развязки, новые парки, никто не задается вопросом, каким видится город проектировщикам — курортным, туристическим, индустриальным, либо коктейлем из этих составляющих. Сотни человек, ежедневно приходящих на Троицкую, ищут свой дом, свой квартал. Находят — уходят успокоенными, не находят — любые разговоры об ошибках одесских чиновников и киевских проектировщиков вызывают у людей ярость. А портовики изучают будущее своих причалов.
И еще один услышанный разговор в полный голос — а кто подсчитал, сколько за 25 лет потребуется городу кладбищ — христианских, мусульманских, еврейских…
Ушел из "Униона" с ощущением, что не так нужно было готовить Генплан к показу, должны были бы читаться лекции, каждому входящему давать буклеты с основными положениями Генерального плана…
Но не одним Генпланом живет город. И все же многое с ним связано.
Появилась огромная афиша Всемирного клуба одесситов, обращенная к одесситам (возможно, и к неравнодушным гостям нашего города), о сборе средств на памятник Исааку Бабелю. Сумма, необходимая на открытие международного конкурса на лучший проект памятника писателю, уже собрана. Но ведь это только начало. Впереди сам конкурс, наконец, создание самого памятника писателю, заслужившего мировую славу, писателю, увековечившему Одессу, — не случайно во многом благодаря И. Бабелю столько сердец откликается на прекрасное имя нашего города.
А ведь это тоже штрих нашего Генплана — этическая составляющая, по которой, надеюсь, город будет жить. И в каком-то квадрате плана будет отмечен и этот, пока еще только задуманный памятник.