(Продолжение. Начало в № 572.)
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В СУББОТУ
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов. И первый из них: можно ли рассматривать включение электрической лампочки как запрещенную в Субботу мелаху? Надо сказать, что еще сто лет назад некоторые авторы в этом сильно сомневались: вроде бы, здесь нет огня, который, по Торе, нельзя ни зажигать, ни гасить, — ничего не сгорает, излучается только свет да немного тепла. Однако в результате оживленной дискуссии возобладал другой подход, который опирался на мнение Рамбама по поводу накаливания металла докрасна. Согласно этому мнению, подобное накаливание входит в категорию зажигания огня.
И хотя не все современные Рамбаму ученые согласились с ним, как галахическая была принята именно его точка зрения.
Но то раскаленный металл, а что с обычной электрической лампочкой? То же самое. Поскольку при прохождении тока через тонкую вольфрамовую нить последняя нагревается из-за своего высокого сопротивления (что и вызывает свечение), можно говорить о процессе горения. По сути, этот процесс является обычной химической реакцией, сопровождаемой выделением тепла и света. Правда, обычное горение идет параллельно с процессом окисления, а в электрической лампочке ничто не окисляется, потому что из нее выкачан весь воздух. Но кто может с уверенностью утверждать, что зажигание, запрещенное Торой, обязательно предполагает окисление?
Так или иначе, все законоучители единодушны в том, что в Субботу нельзя включать электрическую лампочку. Ведь нагревание металла, даже если не считать его зажиганием, входит в категорию варки. И хотя человек, включающий свет, скорее всего, не намерен размягчать вольфрамовую нить (это миткавен), все же, поскольку таков неизбежный результат прохождения тока через нить накаливания (псик-рейша), запрет остается в силе. Сказанное верно и по поводу включения электронагревательных приборов, работающих со спиралью накаливания. При включении в сеть лампы дневного света ("флуоресцент"), которая работает без вольфрамовой нити, на короткое время накаляется нить в стартере, так что практически такая лампа мало чем отличается от обычной электролампочки.
Теперь о выключении электрической лампочки или нагревателя. Когда мы их отсоединяем от сети, нить накаливания охлаждается. По Закону Торы, что-то охлаждать — еще не означает тушить огонь. Но такое действие напоминает тушение огня, и потому оно запрещено мидерабанан.
Свечение неоновых ламп не имеет ничего общего с огнем, кроме одной детали, — внутри них в момент включения пробегает искра. То же самое происходит во многих электрических устройствах. Исключение представляют приборы на электронных схемах, работающие при низком напряжении: если они исправны, при их включении искр не бывает. Так вот, многие авторитеты склонны рассматривать появление искры как горение: ведь если она попадет на горючий материал, "из искры возгорится пламя". Вопрос о том, запретила ли Тора такое зажигание, — спорный; но, по крайней мере, здесь есть запрет мидерабанан. Правда, появление искры — побочный и никому не нужный результат включения электроприбора. Но он неизбежен (псик-рейша), а потому запрещен.
Однако если так, — спросит читатель, — то почему в Субботу можно снимать синтетическую одежду, от которой искры летят во все стороны? Отвечаем: потому что эти искры настолько слабы, что даже попав на горючий материал, не вызовут воспламенения, а значит, их нельзя считать огнем.
Электрический свет нельзя включать и в Йом-тов (праздник), хотя, как мы помним, в праздник можно зажигать свечи. Причина отличия кроется в том, что, как указывалось нами ранее, в Йом-тов свечи можно зажигать только от уже горящего пламени, но создавать новый огонь нельзя из-за запрета молид (порождать). В эту последнюю категорию входит, по мнению подавляющего большинства авторитетов, и включение электрической лампочки.
Теперь перейдем к вопросу об электроприборах, в которых нет нити накаливания. Например, вентилятор, — не противоречит ли Законам Торы замыкание электроцепи в момент подсоединения к сети? Согласно крупнейшему авторитету прошлого поколения Хазон-Ишу, соединение контактов входит в категорию метакен. Напомним, что мудрецами запрещены самые незначительные операции, которые делают предметы годными к употреблению. В нашей главе, посвященной строительству, приводились примеры подобного рода: вставлять в очки выпавшее стекло, заводить часы и пр. То же самое с вентилятором: соединяя контакты легким движением кнопки, мы приводим в действие электрическую цепь, в проводах появляется ток, и агрегат начинает работать.
Но это еще не все. Провода прикреплены к зданию, которое, в свою очередь, прикреплено к земле. Не исключено, заключает Хазон-Иш, что мы имеем дело с боне (категория строительства) — мелахой, запрещенной по Закону Торы. На первый взгляд это кажется странным: ведь ничего нового не строится! Однако что такое строительство, как не соединение частей, в результате чего у всего строения появляются новые возможности? Так происходит при вбивании гвоздя в стену: был дом отдельно (стена), гвоздь отдельно, а теперь в доме появилась вешалка для пальто — чистое строительство, боне. То же самое с вентилятором: соединение контактов создает новую возможность использования проводов, предохранителей и выключателя, которые уже были прикреплены к стенам дома, но ими невозможно было пользоваться, пока они не были объединены в единую систему. И если позволительно рассматривать нажатие электрокнопки как строительство, то ее повторное нажатие (выключение) соответствует категории сотер, разрушение.
Правда, тут возникает возражение: Торой запрещено только крепкое соединение деталей с помощью клея, гвоздей и т. п.
И несмотря на то, что мудрецы запретили некоторые соединения даже без гвоздей и прочих приспособлений, они при этом все же добавили, что такое соединение должно быть достаточно тугим, — отсюда следует, что слабое соединение разрешено. Так писал сам Хазон-Иш. Пусть кто-то соединяет провода друг с другом при помощи проволоки или изоляционной ленты, в чем можно было бы усмотреть элемент строительства, но мы-то имеем дело с выключателем, который соединяет контакты довольно слабо! А поэтому тут не строительство, а что-то другое.
Хорошее возражение, не правда ли? На него можно ответить так. Требование крепкого соединения исходит из принципа млехет махшевет, гласящего, что в Субботу запрещены исключительно значимые виды человеческой деятельности (прибить доску гвоздем, соединить два обмазанных раствором кирпича), а недостаточно крепкое строение важным считаться не может. Но вот как раз замыкание контактов — в силу результата (ведь в сети появляется ток, и работают сложные приборы) — настолько значительно, что его можно рассматривать как важное строение, даже если оно технически осуществляется простым касанием двух металлических пластин.
Еще одно возражение: как правило, электроприборы включают не на длительное время; после использования они отключаются. Другими словами, мы не создаем прибор (не строим его), а используем. Ведь никто не скажет, что, завинчивая крышку термоса, человек создает новый предмет. То же самое и с электроприборами! Чтобы ответить на это возражение, приведем мысль Хазон-Иша: в случае банки с крышкой временное соединение двух частей не превращает их в единое целое, поэтому речь идет не о создании чего-то нового, а об одновременном использовании двух предметов. Но временное скрепление частей с целью создания единого функционального целого рассматривается как боне, даже если в ближайшем будущем весь ансамбль снова разберут на части. У нас уже был пример такого рода: Талмуд запрещает удлинять составную малярную кисть (для побелки потолка), вставляя одно колено в другое, несмотря на то, что время от времени такую кисть укорачивают (для побелки стены).
Включение электрического прибора напоминает удлинение малярной кисти, потому что соединение контактов создает единую функциональную систему. Включение и выключение электричества — это создание прибора, а не просто его использование, потому что только замкнутая цепь представляет собой предмет пользования человека. Выключают же электричество не для того чтобы использовать прибор другим способом, а из соображений экономии. Поэтому выключение расценивается как разрушение предмета пользования, а включение как его создание, — обе работы входят в категорию боне.
Внимательно ознакомившись с мнением Хазон-Иша, мы приходим к выводу, что нажатие на выключатель может считаться строительством, только если оно замыкает всю цепь. Но если провода не присоединены к источнику тока (например, когда сработало реле времени), их соединение не входит в категорию боне, поскольку никакой единой системы не создается. Благодаря нажатию на выключатель провода приходят в "боевую готовность" к моменту присоединения к источнику тока, но предмет пользования этим еще не создается. Все же некоторые авторы утверждают, что для категории боне достаточно и приведения в "боевую готовность". Важное замечание: если цепь уже замкнута, а человек совершает некое действие, в результате которого лишь растет сила тока, то здесь строительства нет, поскольку не создается ничего нового.
Такова позиция Хазон-Иша. Но есть и другая точка зрения. Некоторые законоучители, не включая замыкание электрической цепи в категорию боне, все же запрещают его по другим причинам. Автор капитального труда "Бейт Ицхак" усматривает во включении электричества упомянутую в предыдущих главах категорию под названием молид, что означает "порождение". Вспомним: мудрецами запрещены действия, в результате которых создается нечто новое, чего не было раньше, так как внешне это напоминает мелаху. Например, нельзя опрыскивать одежду одеколоном или духами, потому что ткань начинает пахнуть, то есть в ней как бы рождается новое качество — запах, которого раньше не было. По аналогии, замыкание электрической цепи порождает новое явление — движение тока в проводах, который там раньше не шел.
Впрочем, во многих публикациях высказывается сомнение в правомочности подобия между зарождением запаха и появлением тока в проводах; но на практике никто не оспаривает решение автора "Бейт Ицхак". Все же отметим: упомянутый выше вопрос о нажатии на выключатель в то время, когда провода не присоединены к источнику тока, теперь предстает перед нами в новом свете. А именно: хотя в результате нажатия на кнопку ток в цепи пока не возник, все же на контактах появляется электрический заряд и, может быть, это тоже следует рассматривать как молид.
Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".
(Продолжение следует.)