На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Продолжение. Начало в № 572.)

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В СУББОТУ

Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов. И первый из них: можно ли рассматривать включение электрической лампочки как запрещенную в Субботу мелаху? Надо сказать, что еще сто лет назад некоторые авторы в этом сильно сомневались: вроде бы, здесь нет огня, который, по Торе, нельзя ни зажигать, ни гасить, — ничего не сгорает, излучается только свет да немного тепла. Однако в результате оживленной дискуссии возобладал другой подход, который опирался на мнение Рамбама по поводу накаливания металла докрасна. Согласно этому мнению, подобное накаливание входит в категорию зажигания огня.
И хотя не все современные Рамбаму ученые согласились с ним, как галахическая была принята именно его точка зрения.
Но то раскаленный металл, а что с обычной электрической лампочкой? То же самое. Поскольку при прохождении тока через тонкую вольфрамовую нить последняя нагревается из-за своего высокого сопротивления (что и вызывает свечение), можно говорить о процессе горения. По сути, этот процесс является обычной химической реакцией, сопровождаемой выделением тепла и света. Правда, обычное горение идет параллельно с процессом окисления, а в электрической лампочке ничто не окисляется, потому что из нее выкачан весь воздух. Но кто может с уверенностью утверждать, что зажигание, запрещенное Торой, обязательно предполагает окисление?
Так или иначе, все законоучители единодушны в том, что в Субботу нельзя включать электрическую лампочку. Ведь нагревание металла, даже если не считать его зажиганием, входит в категорию варки. И хотя человек, включающий свет, скорее всего, не намерен размягчать вольфрамовую нить (это миткавен), все же, поскольку таков неизбежный результат прохождения тока через нить накаливания (псик-рейша), запрет остается в силе. Сказанное верно и по поводу включения электронагревательных приборов, работающих со спиралью накаливания. При включении в сеть лампы дневного света ("флуоресцент"), которая работает без вольфрамовой нити, на короткое время накаляется нить в стартере, так что практически такая лампа мало чем отличается от обычной электролампочки.
Теперь о выключении электрической лампочки или нагревателя. Когда мы их отсоединяем от сети, нить накаливания охлаждается. По Закону Торы, что-то охлаждать — еще не означает тушить огонь. Но такое действие напоминает тушение огня, и потому оно запрещено мидерабанан.
Свечение неоновых ламп не имеет ничего общего с огнем, кроме одной детали, — внутри них в момент включения пробегает искра. То же самое происходит во многих электрических устройствах. Исключение представляют приборы на электронных схемах, работающие при низком напряжении: если они исправны, при их включении искр не бывает. Так вот, многие авторитеты склонны рассматривать появление искры как горение: ведь если она попадет на горючий материал, "из искры возгорится пламя". Вопрос о том, запретила ли Тора такое зажигание, — спорный; но, по крайней мере, здесь есть запрет мидерабанан. Правда, появление искры — побочный и никому не нужный результат включения электроприбора. Но он неизбежен (псик-рейша), а потому запрещен.
Однако если так, — спросит читатель, — то почему в Субботу можно снимать синтетическую одежду, от которой искры летят во все стороны? Отвечаем: потому что эти искры настолько слабы, что даже попав на горючий материал, не вызовут воспламенения, а значит, их нельзя считать огнем.
Электрический свет нельзя включать и в Йом-тов (праздник), хотя, как мы помним, в праздник можно зажигать свечи. Причина отличия кроется в том, что, как указывалось нами ранее, в Йом-тов свечи можно зажигать только от уже горящего пламени, но создавать новый огонь нельзя из-за запрета молид (порождать). В эту последнюю категорию входит, по мнению подавляющего большинства авторитетов, и включение электрической лампочки.
Теперь перейдем к вопросу об электроприборах, в которых нет нити накаливания. Например, вентилятор, — не противоречит ли Законам Торы замыкание электроцепи в момент подсоединения к сети? Согласно крупнейшему авторитету прошлого поколения Хазон-Ишу, соединение контактов входит в категорию метакен. Напомним, что мудрецами запрещены самые незначительные операции, которые делают предметы годными к употреблению. В нашей главе, посвященной строительству, приводились примеры подобного рода: вставлять в очки выпавшее стекло, заводить часы и пр. То же самое с вентилятором: соединяя контакты легким движением кнопки, мы приводим в действие электрическую цепь, в проводах появляется ток, и агрегат начинает работать.
Но это еще не все. Провода прикреплены к зданию, которое, в свою очередь, прикреплено к земле. Не исключено, заключает Хазон-Иш, что мы имеем дело с боне (категория строительства) — мелахой, запрещенной по Закону Торы. На первый взгляд это кажется странным: ведь ничего нового не строится! Однако что такое строительство, как не соединение частей, в результате чего у всего строения появляются новые возможности? Так происходит при вбивании гвоздя в стену: был дом отдельно (стена), гвоздь отдельно, а теперь в доме появилась вешалка для пальто — чистое строительство, боне. То же самое с вентилятором: соединение контактов создает новую возможность использования проводов, предохранителей и выключателя, которые уже были прикреплены к стенам дома, но ими невозможно было пользоваться, пока они не были объединены в единую систему. И если позволительно рассматривать нажатие электрокнопки как строительство, то ее повторное нажатие (выключение) соответствует категории сотер, разрушение.
Правда, тут возникает возражение: Торой запрещено только крепкое соединение деталей с помощью клея, гвоздей и т. п.
И несмотря на то, что мудрецы запретили некоторые соединения даже без гвоздей и прочих приспособлений, они при этом все же добавили, что такое соединение должно быть достаточно тугим, — отсюда следует, что слабое соединение разрешено. Так писал сам Хазон-Иш. Пусть кто-то соединяет провода друг с другом при помощи проволоки или изоляционной ленты, в чем можно было бы усмотреть элемент строительства, но мы-то имеем дело с выключателем, который соединяет контакты довольно слабо! А поэтому тут не строительство, а что-то другое.
Хорошее возражение, не правда ли? На него можно ответить так. Требование крепкого соединения исходит из принципа млехет махшевет, гласящего, что в Субботу запрещены исключительно значимые виды человеческой деятельности (прибить доску гвоздем, соединить два обмазанных раствором кирпича), а недостаточно крепкое строение важным считаться не может. Но вот как раз замыкание контактов — в силу результата (ведь в сети появляется ток, и работают сложные приборы) — настолько значительно, что его можно рассматривать как важное строение, даже если оно технически осуществляется простым касанием двух металлических пластин.
Еще одно возражение: как правило, электроприборы включают не на длительное время; после использования они отключаются. Другими словами, мы не создаем прибор (не строим его), а используем. Ведь никто не скажет, что, завинчивая крышку термоса, человек создает новый предмет. То же самое и с электроприборами! Чтобы ответить на это возражение, приведем мысль Хазон-Иша: в случае банки с крышкой временное соединение двух частей не превращает их в единое целое, поэтому речь идет не о создании чего-то нового, а об одновременном использовании двух предметов. Но временное скрепление частей с целью создания единого функционального целого рассматривается как боне, даже если в ближайшем будущем весь ансамбль снова разберут на части. У нас уже был пример такого рода: Талмуд запрещает удлинять составную малярную кисть (для побелки потолка), вставляя одно колено в другое, несмотря на то, что время от времени такую кисть укорачивают (для побелки стены).
Включение электрического прибора напоминает удлинение малярной кисти, потому что соединение контактов создает единую функциональную систему. Включение и выключение электричества — это создание прибора, а не просто его использование, потому что только замкнутая цепь представляет собой предмет пользования человека. Выключают же электричество не для того чтобы использовать прибор другим способом, а из соображений экономии. Поэтому выключение расценивается как разрушение предмета пользования, а включение как его создание, — обе работы входят в категорию боне.
Внимательно ознакомившись с мнением Хазон-Иша, мы приходим к выводу, что нажатие на выключатель может считаться строительством, только если оно замыкает всю цепь. Но если провода не присоединены к источнику тока (например, когда сработало реле времени), их соединение не входит в категорию боне, поскольку никакой единой системы не создается. Благодаря нажатию на выключатель провода приходят в "боевую готовность" к моменту присоединения к источнику тока, но предмет пользования этим еще не создается. Все же некоторые авторы утверждают, что для категории боне достаточно и приведения в "боевую готовность". Важное замечание: если цепь уже замкнута, а человек совершает некое действие, в результате которого лишь растет сила тока, то здесь строительства нет, поскольку не создается ничего нового.
Такова позиция Хазон-Иша. Но есть и другая точка зрения. Некоторые законоучители, не включая замыкание электрической цепи в категорию боне, все же запрещают его по другим причинам. Автор капитального труда "Бейт Ицхак" усматривает во включении электричества упомянутую в предыдущих главах категорию под названием молид, что означает "порождение". Вспомним: мудрецами запрещены действия, в результате которых создается нечто новое, чего не было раньше, так как внешне это напоминает мелаху. Например, нельзя опрыскивать одежду одеколоном или духами, потому что ткань начинает пахнуть, то есть в ней как бы рождается новое качество — запах, которого раньше не было. По аналогии, замыкание электрической цепи порождает новое явление — движение тока в проводах, который там раньше не шел.
Впрочем, во многих публикациях высказывается сомнение в правомочности подобия между зарождением запаха и появлением тока в проводах; но на практике никто не оспаривает решение автора "Бейт Ицхак". Все же отметим: упомянутый выше вопрос о нажатии на выключатель в то время, когда провода не присоединены к источнику тока, теперь предстает перед нами в новом свете. А именно: хотя в результате нажатия на кнопку ток в цепи пока не возник, все же на контактах появляется электрический заряд и, может быть, это тоже следует рассматривать как молид.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.