60 лет исполнилось поэту, детскому писателю, сценаристу-мультипликатору Григорию Остеру, который уже более двух десятилетий дает детям свои "Вредные советы". Он придумал Мартышку, Попугая, Слоненка, Удава, котенка по имени Гав и многих других любимых не одним поколением персонажей мультфильмов; сочинил с десяток учебников, задачки из которых заставляют детей смеяться до упаду…
Григорий Остер родился в Одессе. После школы служил на Северном флоте, а затем поступил на заочное отделение драматургии Литературного института им. М. Горького.
О начале своей карьеры детского писателя он рассказывает так: "Я сам начинал со стихов "для взрослых", и мне даже удавалось публиковаться, когда мне было 16-17 лет. А когда в 1970-м году демобилизовался с Северного флота и приехал в Москву в матросской форме, то понял: все, кранты. То, что я приносил в редакции, они публиковать не могли. И тогда я сказал самому себе: "Начинаю пятилетку, через пять лет постараюсь научиться зарабатывать себе на жизнь стихами и прозой для детей!". И научился — просто некуда было деваться, ведь я ничего другого не умел. А потом это мне так понравилось, что я стал писать не только ради денег".
После института Григорий Остер написал несколько пьес для кукольных театров: "Человек с хвостом", "Все волки боятся". В 1975-м вышла его первая детская книжка. В 1980-е он продолжал писать пьесы: "Привет мартышке" (1983), комедию "Секретный фонд" (1986) и др.; создал фильмы-сказки: "Мальчик и девочка", "Как Гусенок потерялся", "Попался, который кусался!". А в 1983 году в журнале "Колобок" появился первый "вредный совет". Он назывался "Храбрый повар" и звучал, как вспоминает Остер, примерно так: "Если ты остался дома без родителей один, нужно в папины ботинки вылить мамины духи... Бросить в суп, который мама приготовила с утра, и варить с закрытой крышкой ровно 70 минут. Что получится — узнаешь, когда взрослые придут".
"Мои вредные советы, — говорит Остер, — вставляли палки в колеса машине, игравшей с детьми в "Зарницу", подрывали авторитет учителей, выполнявших функции парторгов, да и родителей приводили в ярость". Поначалу на пути "вредных советов" стояла глухая стена. Когда Остер первый раз прочитал их по радио, то начал мешками получать письма от разгневанных взрослых слушателей. А дети восприняли "вредные советы" с восторгом и писали, что никому из них не придет в голову эти советы исполнять. Сам писатель называет их прививками от глупости. "Я беру ситуацию, довожу ее до логического конца и показываю ребенку, какая глупость в результате получается. Дети смеются и естественным образом переживают ситуацию, которая могла бы завести их в логический тупик", — цитирует юбиляра РИА "Новости".
Перу Остера принадлежат детские книжки: "Бабушка удава", "Великое закрытие", "Вредные советы" (Книга для непослушных детей и их родителей), "Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее", "Детские суеверия". Он также является автором сценария для мультсериалов про Мартышку, Удава, Слоненка и Попугая и многих других. "Потом, — рассказывает Остер, — я занялся разработкой новых дисциплин и издал учебник "папамамологии", в котором объяснял детям, как надо иметь дело со взрослыми (почему про себя и говорю, что я предатель в стане взрослых). Затем вышли учебники "Воспитание взрослых", "Квартироведение", "Конфетоедение", "Задачничек про дружбу и драку", "Задачничек про любовь и поцелуи".
В последние годы появились книжки новой серии Остера: "Задачник. Ненаглядное пособие по математике", "Физика. Ненаглядное пособие. Задачник". В 1997-м увидела свет "Визгкультура"...
Очевидно, прежде всего Григория Остера вдохновляют на создание все новых игр и новых героев, не давая возможности забыть детство, пятеро его детей. Сам Остер говорит, что у него "две волны" детей: "Старшие трое — Катя, Лия и Саня, — собственно говоря, уже никакие не дети, они работают, женаты, замужем... Младшие, Маша и Никита, тоже вроде бы на выходе из детства". Новой музой для писателя стала его маленькая внучка.
Остер убежден, что дети и взрослые — это два совершенно разных народа: "Я прекрасно знаю, что все взрослые люди спустя не такое уж большое время будут вытеснены со своей территории новым народом. И это будут вовсе не пришедшие с Запада американцы с европейцами и никакие не китайцы с Востока. Этим народом-захватчиком будут наши дети. Они займут наши места, будут жить в наших домах, ходить на нашу работу. Они полностью нас вытеснят, а мы и не подумаем сопротивляться, ведь мы их любим. Потому я, надеясь на этот новый народ, и остаюсь оптимистом".