На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Что известно о ковчеге завета?


Ковчег Завета (на иврите - арон а-кодеш) представлял собой нечто вроде большого ящика в два с половиной локтя длиной и по полтора локтя в ширину и высоту (локоть равен примерно 50 сантиметрам). В него были помещены лухот а-брит - каменные скрижали, которые Моше Рабейну принес с горы Синай. В Ковчеге Завета, кстати сказать, лежали два "варианта" скрижалей. Первые Моше разбил (их обломки тоже хранятся в Ковчеге), когда спускался с горы Синай, пробыв там 40 дней, а еще через 80 дней принес вторые.
Все время, пока еврейский народ совершал переход по Синайской пустыне, арон а-кодеш находился в самом священном месте Мишкана (переносного Храма), потом его принесли и в Эрец-Исраэль. Когда построили Иерусалимский Храм, арон а-кодеш установили в его центральном внутреннем зале.
В этот зал главный служитель (коэн гадоль) имел право входить только один раз в году - в день Йом Кипура.
Из Устной Торы мы знаем, что незадолго до вторжения в Иерусалим вавилонян, разрушения города и Храма (3338 г. от Сотворения мира - 422 г. до н. э.) арон а-кодеш и некоторые другие предметы Храма надъестественным образом погрузились в глубины Храмовой Горы. Ворвавшиеся во внутренние помещения Храма вавилоняне испытали разочарование. Они много слышали об устройстве и функционировании Храма, в том числе - и о необычайных явлениях, которые происходили на его территории. Они мечтали заполучить храмовые предметы. Но самые главные захватить им не удалось.
Эти главные предметы не появились на поверхности и в эпоху Второго Храма, ибо он был в определенном смысле "временным". Поколение, которое удостоится чести воочию увидеть, как надъестественным образом будет восстановлен Третий Храм, станет свидетелем удивительных событий. Дело в том, что Ковчег Завета служил неким "генератором" духовности, который позволял существовать пророчеству. Со времен разрушения Первого Храма пророков (и вообще - пророчества) в мире нет и не должно быть. Ибо Слово Всевышнего не воспринимается на прежнем высоком уровне.
Теперь, для того чтобы появился Храм, а в нем - Ковчег Завета, надо завершить процесс духовного очищения еврейского народа, а затем - и человечества.
В Третьем Храме будет стоять тот самый Ковчег Завета, который построил Моше.
В этом Храме возобновятся и надъестественные явления. Возможно, это случится уже в наше время. Когда именно это произойдет - никто из людей не знает и знать не может. Точно мы знаем только одно: каждый еврей, который всем сердцем возвращается к Всевышнему и стремится исполнить Его Волю (старается жить в соответствии с Его Мудростью - Законами Торы), приближает этот срок.

Почему в Торе пять книг?

Разделение Письменной Торы на пять книг было предписано Устной Торой, также полученной Моше Рабейну.
И поэтому Письменную Тору часто называют Пятикнижием Моисея (на иврите - Хумаш Моше Рабейну, или просто Хумаш).
Следует отметить, что каждое число имеет определенное содержание, свой главный космический смысл, свою суть. Например, суть числа "один": "Есть только Всевышний, Он - Один". Всевышний раскрывает перед сотворенным миром Свою Мудрость. Иначе говоря, Он (если можно так выразиться) не равнодушен к судьбе мира и постоянно - с ним. В этом - суть числа "два". В числе "три" заключена идея устойчивости, неизменности. Иными словами, несмотря на то, что в мире и жизни людей многое меняется, существуют фундаментальные, незыблемые Принципы.
В геометрии намек на это содержится в единственной неизменяемой фигуре, треугольнике (если в его вершины мысленно поместить шарниры). Квадрат, трапеция, пятиугольник и т. д. - фигуры, которые можно изменить. Поэтому у нас три (именно - три) праотца: Авраам, Ицхак и Яаков. В судьбе еврейского народа незыблемость, преданность Творцу и Его Торе играет ключевую роль. Мы не изменили свою веру, свой язык (лашон а-кодеш), и мы навечно связаны со своей страной - Эрец Исраэль. Всегда. Все три тысячи лет, даже - больше.
Суть числа "четыре" - материальный мир. В физике расположение объектов материального мира исчерпывающе описывается четырьмя координатами (четырехмерное пространство). В Торе часто встречаются выражения вроде "и соберу Я вас (евреев) с четырех концов земли" и т. п.
И поэтому у нас - четыре праматери: Сара, Ривка, Лея и Рахель. Женское начало, воспринимающее, вынашивающее и реализующее, связано с Землей (мужское, порождающее начало, - с Небом).
Число "пять" вводит пятую, духовную координату. "Пять" не укладывается в идею материального мира и указывает на Того, Кто находится вне и над. И поэтому Тора поделена на пять частей (книг). Именно это разделение учит нас главному в нашем отношении к Торе - видеть в ней Книгу, "автор" которой - Тот, Кто над нами. Всевышний.

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.