На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

БЕХААЛОТХА


О чем повествуется в этой главе Торы? Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать Менору в Храме. Моше освящает колено Леви для храмовой службы. Левиты заменяют первенцев от всех колен, "дисквалифицированных" за поклонение золотому тельцу. Левиты проходят обучение с 25-ти до 30 лет, затем служат в Храме 20 лет, а затем их переводят на более легкую работу.

Ровно через год после Исхода из Египта Б-г повелевает евреям приносить пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ровно через месяц песах шени, вторую пасхальную жертву.
В день освящения передвижного Храма, Мишкана, его покрыло облако Б-жественной Славы; ночью оно превращается в "огненное явление". По этому облаку евреи узнавали, когда следует отправляться в путь, а когда — остановиться на привал. Б-г повелевает Моше изготовить две серебряные трубы для сборов и оповещений.
Указан порядок следования колен в походе. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот предпочитает вернуться в Мидьян.
Эрев рав, сборище иноплеменников, примкнувших к евреям в момент Исхода, подбивает их к бунту. Народ жалуется на то, что питается одним только маном, и ностальгически вспоминает египетскую еду. Моше жалуется Б-гу, что не может больше управлять строптивыми евреями, и просит облегчить его бремя. Б-г велит ему отобрать 70 старейшин и наделяет их пророческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Иеошуа бин Нун приведет народ в Эрец Исраэль. Иеошуа требует наказать "клеветников", но Моше доволен, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает их мором.
Мирьям, сестра Моше, наказана цараат за несправедливые обвинения в его адрес и высылается из стана. Народ ждет семь дней, пока не закончится ее карантин.

* * *
Когда евреям надоел ман (вкуснейший и питательнейший продукт, но каждый день — на завтрак, обед и ужин, и так сорок лет; да кто это выдержит?!), им очень захотелось мяса, и они возопили к Моше: "Кто накормит нас мясом?" Они хотели, чтобы им дали "рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок".
Моше обратился к Б-гу: "Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу?"
Тогда Всевышний велел Моше собрать "семьдесят человек из старейшин Израиля", привести их к Шатру Откровения, "и пусть станут они там с тобою".
На первый взгляд, странное решение. Ведь Б-г намеревался дать евреям мясо, которое они требовали. Не лучше ли было собрать семьдесят резников, а не семьдесят мудрецов?
На самом деле тяга к мясу, как и к другим материальным благам, — это всего лишь физическое проявление духовного дефицита. Тоска по мясным блюдам была не болезнью, а симптомом. Евреи думали, что им не хватает в пустыне мяса, а на самом деле голодали не их желудки, а души. Современные психологи знают, что больше всего сладостями злоупотребляют люди, которым не хватает в жизни любви и тепла. Вкусной едой они бессознательно пытаются компенсировать душевную дисгармонию.
Еврейские мудрецы учат, что потребности человека беспредельны. Тот, кто любит деньги, будет всегда страдать от их нехватки, даже если станет миллионером. Они говорят также, что еврея, любящего Тору, готового изучать ее днем и ночью, будет постоянно мучить жажда новых знаний. Больше всего на свете евреи любят Тору, учение; деньги — на втором месте. Страсть к деньгам — это всего лишь физическое проявление духовного вакуума и подспудной тяги к постижению высших истин Творения.

* * *
Настоящим бичом современных городов стали надписи на стенах зданий. Эти надписи, "граффити", часто бывают абсолютно бессмысленными. Прадедушкой граффити было пронзенное стрелой сердце, вырезанное ножом на коре дуба, с сообщением: "Петя любит Машу".
Что заставляет людей вырезать свое имя на камне, дереве, назойливо делиться мыслями с помощью баллончика с краской? Ощущение быстротечности жизни и собственной бренности. Человек знает, что он — временный жилец на Земле, и инстинктивно пытается продлить свои годы с помощью надписи на седых камнях Акрополя. "Даже когда меня не будет здесь, — думает он, — эта надпись останется, и я буду жить в ней". Граффити — это крик отчаяния перед лицом собственной недолговечности, это подспудная тяга к бессмертию.
Указания по зажиганию Меноры, храмового светильника, с которых начинается этот раздел, завершаются словами: "И сделал так Аарон". Раши поясняет: "Это сказано, чтобы воздать хвалу Аарону: он сделал все точно так, как повелел Б-г". Другими словами, первосвященник скрупулезно следовал указаниям Творца, не внося никаких личных изменений или добавлений. Но что тут особенного? За что Тора хвалит Аарона? Ведь и так ясно, что творческий подход к исполнению Б-жественных повелений неуместен и даже опасен. Достаточно вспомнить трагическую судьбу сыновей Аарона — Надава и Авиу, погибших за попытку воскурить в Мишкане "чуждый огонь".
Дело в другом. Сообщая, что Аарон "сделал так", Тора имеет в виду, что он ни на йоту не отклонился от указаний Творца при зажигании Меноры. Он устоял перед естественным соблазном внести в них что-то свое и тем самым увековечить себя. Аарон заслужил похвалы за то, что он не пытался и не хотел отступить от воли Б-га ни на шаг.
Б-жественная воля, заповеди Торы безупречны. Когда человек с его извечной тягой к реформаторству и самовозвеличиванию пытается их "подправить", "усовершенствовать", ввести новые мицвот или отменить "устаревшие", он, сам того не осознавая, пачкает великолепное здание глупой надписью.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.