На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В извечной игре света и тени


В БФ "Хесед Шаарей Цион" экспонируется благотворительная выставка известного одесского фотохудожника Сергея Гевелюка.

Работы этого автора можно узнать на любой выставке, даже если в ней участвуют десятки фотографов. А ведь его фото редко бывают броскими. Гевелюк не стремится поразить зрителей ни выбором эпатирующей натуры, ни "современной" жесткостью, ни модной гламурностью. Он замкнут на себе, на своих чувствах. И снимает только то, что трогает его сердце. К счастью, для Сергея важны общечеловеческие нравственные принципы и эстетика их выражения. Выставленные в "Хеседе" работы с очевидностью подтверждают приверженность фотохудожника высоким идеалам.
Фотография не является профессией Гевелюка. Он физик, кандидат физико-математических наук. И любит свой город, его историю, людей, обладает даром увидеть их суть, умеет выразить свою любовь в кратчайший миг вспышки света — и все сплавляется в единое целое на его фотографиях.
Сергей давно заявил о себе как самобытный мастер. Он участник проектов "Одессе — с любовью и надеждой", "Осеннее настроение", "Межсезонье", "Котовасия" и "Жил-был пес". Он удивительным образом может запечатлеть на бумаге звук, поэтому одесские джазовые карнавалы сопровождаются его работами. У него есть ученики: молодая фотохудожница Мила Нирша посвятила ему совместную с Люком Шазо выставку "Французская весна: "Перекрестки".
Гевелюк знает каждый уголок Одессы — и открывает их нам. Это вовсе не значит, что он находит места, нам неведомые. Напротив, мы часто проходим мимо. Именно — мимо! А он замедляет шаг возле изысканного, в стиле модерн, балкона, почти античной колоннады, лепного гипсового завитка, по-купечески богатого фасада… Всмотрится, отойдет и опять подойдет, отыщет объективом наилучший ракурс — и потом мы, разглядывая фотоработы, поражаемся: в какой же красоте мы живем!
Каждая фотография на нынешней выставке — свидетельство вдумчивого подхода Гевелюка к окружающей нас урбанистической среде. А он предполагает не только любование, но и тревогу за исчезающую натуру. Его трепетные снимки порой кричат: одумайтесь, остановите безжалостную руку, не дайте ей оставить потомкам только многоэтажные кубы! Фотограф с болью запечатлевает знаменитые дворовые колонки — они исчезают с каждым днем. Да что там колонки — сыплются и превращаются в прах дома. Неужели они сохранятся только на фотографиях?
Лирические пейзажи Гевелюк часто делает в коричневой гамме, лишь раставляя акценты другим цветом. Туманное утро, желтый лист на первом плане; уходящая под небеса лестница; пастельные тона росписи в арке… Колористический лаконизм, способный, однако, выразить всю гамму настроений, — свидетельство тонкого вкуса фотомастера.
И вдруг — как смех среди тишины — несколько веселых разноцветных забавных фотографий. "Мадам Одесса" дарит лучезарные улыбки. Праздничное шествие рекой течет по улице. Конечно, красивые девушки в ярких платьях! Это тоже Одесса.
…Два пожилых человека, не скрывающие морщин и седин. Но лица их прекрасны, потому что на них написана жизнь с исканиями и душевными потерями. Портреты известных в Одессе библиографов Владимира Фельдмана и Ольги Ноткиной смотрятся как кульминация этой гармоничной экспозиции.

Вероника КОВАЛЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.