На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭКОНОМИКА

ПО ЗАКОНАМ СЕРИАЛА


В последнее время не могу отделаться от ощущения, что все события в Одесском регионе разворачиваются по законам сериала — в несколько сезонов, с вводом новых участников, запутанными интригами и неожиданными ходами. И пока не прокатают эти, новых не покажут.
Основных сериалов два: "Хлебные войны" и "Атака "Укрморпорта".

Затянувшийся конфликт между областными властями Одессы и крупнейшим производителем хлеба в нашем регионе — "Одесским караваем", — вошел в новую фазу.
Напомним, что в середине октября "Одесский каравай" поднял цены на массовые сорта хлеба (в том числе и самый популярный — "Обеденный"). Перед этим предприятие представило в облгосадминистрацию расчеты, доказывающие необходимость пересмотра цены на хлеб, — в связи с удорожанием всех ее составляющих. Ведь цена буханки складывается из многих "цен" — кроме, собственно, цены на муку, это цена энергоносителей и масла, и рост минимальной заработной платы, ну и так далее.
Какой-либо реакции властей на предоставленные подсчеты в "Одесском каравае" не дождались. Зато после повышения цены на хлеб руководство области мгновенно обрушило на головы хлебопеков весь свой гнев. А заодно — и возможные проверки: от инспекции по контролю цен и СБУ до одесского теротделения Антимонопольного комитета (последнее возбудило в отношении предприятия дело по поводу необоснованно завышенной калькуляции). Руководители региона утверждают, что повышать цену оснований нет — предприятие получает из госрезерва дешевую муку. Хлебопеки же разъясняют, что хлеб состоит не только из муки…
Дальше — почти скандал: и. о. губернатора Николай Сердюк своим распоряжением ограничивает рентабельность массовых сортов хлеба. Такой командный метод на "Одесском каравае" расценивают как попытку областного руководства скрыть собственное неумение работать. А и. о. губернатора на пресс-конференции заявляет журналистам о готовности пойти на переговоры с предприятием, но только чтобы выслушать доклад его руководства о выполнении распоряжения.
И вот интрига сериала делает неожиданный поворот: в игру вступил центральный орган власти — Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в лице своего председателя Алексея Костусева: "Наша задача не обанкротить предприятие штрафами, а защитить конкуренцию и потребителей", — цитирует пресс-служба ведомства своего руководителя. И сообщает, что теротделение направило в "Одесский каравай" представление, в котором изложило свою позицию. И решение по этому вопросу будет принято тогда, когда руководство компании сделает замечания к документу.
Однако президент холдинга "Т и С" (владелец 75,807 процентов акций одесского предприятия) Владимир Слабовский уверяет, что "Одесский каравай" до сих пор не получил результатов расследования АМКУ. Более того, В. Слабовский заявил, что специалисты отделения "засекретили" документацию по этому делу. А вот сумма штрафа ему известна — это 27 миллионов 436 тысяч гривен. Если учесть, что штрафные санкции по подобным нарушениям составляют 10 процентов от прибыли предприятия за предыдущий год, и что в 2006 году прибыль "Одесского каравая" составила 1,1 миллиона гривен, то оштрафовали хлебопеков "на прибыль 25-ти ближайших лет", — уверяет В. Слабовский.
Так что предугадать развитие сюжета в последующих сериях "Хлебных войн" весьма затруднительно. Поживем — увидим.

* * *
А вот в сериале "Атака "Укрморпорта" затишье. Посопереживали неудавшемуся захвату власти в порту "Южный", — и интрига выстроилась вокруг порта Ильичевского. Сюжет прост: руководитель несуществующей вроде бы структуры — концерна "Укрморпорт" ("вроде бы", потому что Президент Украины приостановил ее создание) Сергей Климов пытается менять руководителей морских портов Одесской области. Отчаянное сопротивление портовиков, на сей раз из Ильичевска, мешает ему осуществить задуманное.
Ильичевцам удалось опротестовать приказ Климова через суд: оказалось, что назначенный "Укроморпортом" на должность начальника Ильичевского порта некий Вадим Пархоменко не зарегистрирован по указанному в документах адресу. Более того, он не зарегистрирован нигде…
Специалисты утверждают, что черноморский регион переживает бум морских контейнерных перевозок. Мощности всех существующих ныне терминалов на Черном море меньше, чем потребности перевозчиков. Оперирование терминалами становится все более перспективным бизнесом, которым сегодня начинают заниматься структуры, ранее не присутствовавшие на этом рынке. Морские порты Одесской области в силу географического положения региона, развитой транспортной инфраструктуры (имеется в виду наличие железнодорожного сообщения, автодорог, крупного аэропорта) особо интересуют потенциальных инвесторов. Естественно, каждый пытается прийти в порт на более выгодных условиях. А для этого неплохо… поменять начальника на ручного и покладистого. Нынешний же руководитель Ильичевского порта Геннадий Скворцов особой покладистостью никогда не отличался и уже в момент создания концерна вступил в конфликт с его руководством. Одним из первых документов, подписанных С. Климовым на посту начальника "Укрморпорта", был приказ, обязывающий порты уплатить на содержание этой структуры порядка 50 миллионов гривен. Тогда начальник Ильичевского порта отказался выполнять это распоряжение, о чем направил официальное письмо главе концерна и информационные письма — своим коллегам. Портовик уверен: создание концерна несвоевременно, эта структура нелегитимна.
Что же касается предпринятой "Укрморпортом" попытки смены руководства в Ильичевском порту, Геннадий Скворцов уверяет: Климов выполняет приказ "определенных олигархических групп". И после первого поражения не успокоится.
И это означает, что у сериала возможно продолжение…

* * *
Кстати, утром того дня, когда суд отменял приказ о смене руководства Ильичевского порта, на этом предприятии произошло знаменательное событие — открытие крупнейшего в Украине контейнерного терминала. Этот комплекс — единственный в стране, способный принимать на регулярной основе океанские контейнеровозы, идущие из портов Азии в Черное море.
Построило терминал частное предприятие "Укртрансконтейнер". На открытии вице-президент Национальной контейнерной компании (НКК, владелец "Укртрансконтейнера") Евгений Южилин заявил, что это первый терминал, открытый компанией в Украине. В дальнейшем он будет расширяться и станет самым крупным комплексом НКК.

* * *
И все-таки терминал — это просто очередное предприятие, которое открылось в Ильичевске. Потому как в ближайшее время здесь планируют сдать в эксплуатацию еще четыре промышленных производства. По словам мэра города Валерия Хмельнюка, на очереди — заводы по производству кабелей, бетона и изделий из него, а также два маслокомбината: один будет производить продукцию из тропического сырья (кокосовое и пальмовое масла), второй — перерабатывать шрот, отходы маслоэкстракционного производства. Строительство ведется за средства иностранных инвесторов. Город, бесплатно выделив для строительства этих предприятий 20 гектаров земли, взамен получает не только новые рабочие места и существенное пополнение городского бюджета, но и участие предпринимателей в развитии социальной сферы Ильичевска. Так, начата реконструкция городской больницы. Только на ремонт и переоборудование инфекционного отделения инвесторы уже затратили почти 1,5 миллиона гривен.
И еще шесть предприятий скоро появятся в Ильичевске.
В марте 2008 года откроется фабрика по производству кофе, 19 гектаров выделено американской компании под строительство предприятия по производству лифтов. Кроме того, одесское предприятие "Айсберг" начало строительство завода, который будет выпускать торговое оборудование и технику, а корпорация "Укравто" строит завод по производству автобусов и автомобилей. Также будет открыто предприятие по производству иллюминации.
Валерий Хмельнюк отметил, что в 2008 году объем реализованной продукции в Ильичевске составит, согласно прогнозам, 7 миллиардов гривен. Это в 1000 раз больше, чем десятью годами ранее. "По количеству реализованной продукции на душу населения Ильичевск достигнет показателей Германии", — заявляет мэр.

* * *
Но вернемся к сериалам.
С 2005 года разыгрывается на Одесском припортовом заводе многосерийное действо под названием "Продажа акций ОПЗ". На днях Фонд госимущества Украины наконец-то продал 0,43 процента акций ОПЗ сотрудникам предприятия, — они купили ценные бумаги на льготных условиях. На этом льготная продажа акций ОПЗ завершена, хотя раньше сообщалось о том, что на льготных условиях планировалось реализовать 0,48 процента уставного фонда завода.
Сейчас ФГУ пересматривает условия продажи оставшихся акций припортового. Из условий приватизации будут исключены большинство социальных обязательств. Ранее в условия приватизации предприятия было включено 21 соцобязательство, в частности — ежегодное повышение зарплат на 10 процентов с учетом индекса инфляции, недопущение сокращения числа рабочих мест, продолжение строительства жилья для сотрудников и т. д.

* * *
Если припортовый завод в Южном только ждет грядущего хозяина и связанных с этим перемен, то в Одессе полноправный владелец рынка "Северный" (что на жилмассиве Котовского), ООО "Фиар", готовится реконструировать этот крупнейший — после "Привоза" — одесский рынок.
По словам председателя Союза архитекторов Одесской области, под руководством которого разрабатывается проект реконструкции, Василия Мироненко, нынешнее планировочное решение рынка не удовлетворяет потребности города и владельцев предприятия. Площадь вокруг рынка хаотично заставлена контейнерами, палатками, лотками — "практически самостроем", как сказал специалист.
Перестраивать рынок планируется в два этапа. Вначале к существующему корпусу пристроят новый блок. Под всем рынком — и новым, и старыми корпусами — планируется разместить подземный паркинг на 400 машин. А на месте, где сейчас ведется контейнерная торговля, планируется построить трехэтажный торговый центр (тоже с подземным паркингом). На первом этаже будет организована бутиковая торговля, а на втором и третьем оборудованы открытые торговые павильоны, в основном, для торговли мебелью. По периметру рынка планируется организовать наземные автостоянки.
Реконструкция же существующего корпуса рынка и территории, на которой ведется открытая торговля, планируется выполнить во вторую очередь, по завершении всех строительных работ.
В. Мироненко отметил, что реконструкция рынка будет вестись в рамках застройки квартала, ограниченного улицами Бочарова — Крымской — Затонского — проспектом Добровольского. На этом участке планируется построить жилой комплекс из 12-24-этажных зданий. Он подчеркнул, что зеленая зона, находящаяся в этом квартале, будет сохранена.
Сроки реконструкции рынка будут определены решением исполкома Одесского горсовета.

Игорь АЛВАЙС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.