В первой фразе главы сказано: "И послал Яаков посланников перед собой, к Эсаву, брату своему" (и послал на иврите - ваишлах). Все главы книги Берешит, от главы Лех Леха (жизнь Авраама) и включая вторую половину книги - описание жизни Яакова и его сыновей. Это - модель судьбы еврейского народа, некий концентрат пророчества о еврейской истории.
Предыдущая глава раскрывала основные элементы зарождения еврейского народа (Лея, Рахель, одиннадцать из двенадцати сыновей). Наша недельная глава выстраивает модель противостояния сынов Израиля "внешнему" (по отношению к Истине) миру. На языке Торы этот мир называется "миром Эсава".
Начало главы рисует начальную позицию этого противостояния. Яаков хочет встретиться с Эсавом. Иначе говоря, он знает, что встречи с Эсавом не избежать. В конце концов, миссия сыновей Израиля - привести мир к признанию Творца, к тому, чтобы мир осознал, что Он - единственный источник жизни.
И Яаков отправил к Эсаву посланников. И это были не только его люди, но и, как пишет Тора, малахим - посланники Всевышнего.
Мы говорили в предыдущей недельной главе о том, что малах - некая цепочка, состоящая из звеньев, спускающихся от Центра Управления миром (кисэ а-кавод) - к объекту, с которым должно произойти какое-либо изменение (на иврите - мелаха). Это, кстати, объясняет, почему запрещенная в Шаббат работа называется мелаха - она вносит изменения в мир, а этого как раз и нельзя делать в Субботу, в седьмой день недели, который символизирует завершение, прекращение изменений, которые происходили в период шести дней Творения.
Отметим, что каждое изменение, которое человек вносит в мир, есть духовный акт, поскольку он делает это в рамках свободы выбора.
А любой духовный акт стимулирует "обратное действие" цепочки. По этой цепочке, связанной с душой человека, начинает двигаться вверх "информация" о тех изменениях, которые он внес. Так человек создает малахим.
Эти малахим - цепочки (со звеньями на каждом духовном "этаже") - "сталкиваются", оказывают влияние на звенья цепочек, связанных с душой другого человека. Это и называется - "отправил малахим". И вот другой человек начинает что-то чувствовать, что-то ощущать. В материальном мире в результате "взаимодействия" цепочек происходят изменения, вызывающие в сознании человека какие-то мысли, подталкивающие его к действиям.
Итак, Яаков послал к Эсаву малахим. Вспомним, что он должен был определить позиции противостояния и сосуществования с внешним миром. Этот мир Яаков назвал (и так он обозначен в Торе) "Эсав, брат мой". Посмотрим, что означает слово Эсав. Оно восходит к корню аса. В иврите это - глагол действовать, совершать деяние. Сущностно Эсав принадлежит этому, земному, материальному миру. Если исходить из этимологии имени, возникает вопрос: может ли вообще Яаков сделать так, чтобы Эсав по-настоящему стал его братом? Или вместо этого им придется разойтись или воевать?
Яаков готовил себя ко всему. И к духовной близости, молясь, чтобы Эсав вернулся к Творцу. И к мирному сосуществованию - Яаков послал Эсаву подарок. И к войне - он разделил своих людей на два военных лагеря, чтобы один защищал другой. А пока, на пороге любого развития событий, он определил себя в глазах Эсава. Кто же он - Яаков? В Торе читаем: "И повелел он посланникам (малахим): так сообщите господину моему, Эсаву, - это передает слуга твой, Яаков: жил я с Лаваном
и задержался доныне..." (32:5).
Господину моему. Яаков дает Эсаву понять, что он не претендует на владение материальным миром. В нем господином будет Эсав.
Эсаву. То есть тому, чья сущность - действие, преобразование материального мира.
Жил я. На иврит это переводится - гарти. Меняем порядок букв и получаем - тари(а)г. Этими буквами, именно в таком порядке, записывается число 613. Ровно столько заповедей в Торе. То есть Яаков дал понять Эсаву: ты живешь в мире действий, но и я - действую; только мои действия - выполнение Заповедей Творца, Его Торы. Ты - мой господин в материальном мире, но в действительности мой Хозяин - Творец мира.
С Лаваном. Это уточнение показывает, что Яаков не жил в тепличных условиях и устоял в атмосфере тотального "белого спектра" (лаван в переводе - белый) всех возможных мировоззренческих теорий.
И поэтому, - предупреждает Эсава Яаков, - даже не пытайся "обратить меня в другую веру". А в заключение сообщения, адресованного Эсаву, Яаков, владелец 600 тысяч голов скота, определяет свое материальное благосостояние такими словами: "Есть у меня бык и осел, мелкий рогатый скот, слуга и служанка" (32:6).
Такое вот скромное обозначение своего достояния. При этом он, естественно, понимал: если Эсав еще не слышал о его богатстве, он с легкостью узнает об этом сейчас, когда Яаков вступает в Эрец-Исраэль (Эсав жил у южной границы Земли Израиля). Однако в своем сообщении Яков хотел сказать другое. Он подчеркивал, что имущество в его глазах не имеет особой ценности. Бык, осел (он употребляет название видов этих животных в единственном числе)... Главное здесь - факт, что он соблюдал, живя у Лавана, 613 заповедей.
В этом - его богатство.
Подведем предварительные итоги. Сообщение Эсаву открывает перед нами образ Яакова, сложившийся в духовных мирах. Это - его малахим. В этом - Яаков. И это должен узнать, понять и почувствовать Эсав. И Эсав почувствовал. А малахим, выполнив поручение, сообщили Яакову: "Пришли мы к брату твоему, Эсаву, и он идет навстречу тебе, и 400 человек с ним..." (32:7). Эти слова Торы показывают нам, как духовные миры влияют на Эсава, на его действия. Кто же такой Эсав?
Брат твой, Эсав. Он готов, сообщают малахим, быть Яакову братом, но хочет остаться при этом Эсавом. То есть ставит условие: в мире должно властвовать деяние, материальность - не духовность. Если Яаков все же останется Яаковом, Эсав выберет холодную войну ("мирное сосуществование", которое всегда содержит семена холодной войны).
Он идет навстречу тебе. Есть шансы на истинное братство. Во всяком случае, где-то глубоко существует такой потенциал.
И 400 человек с ним. В этих словах - предупреждение: иной потенциал (потенциал войны) ближе к поверхности.
Возникает вопрос: почему у Эсава 400 человек? Число 400 символизирует последнее, решающее слово. 400 - числовое значение последней буквы в еврейском алфавите (тав). То есть Эсав сообщает Яакову: тебя понял, но последнее слово - за мной. Тогда Яаков высылает навстречу Эсаву вторую "делегацию". На этот раз речь не идет о малахим. В духовном смысле Яаков уже сообщил Эсаву все, что хотел сообщить. Теперь он дает Эсаву конкретный ответ - на то, что с ним идут "400 человек". Яаков посылает Эсаву в подарок, как сказано в Торе, 200 коз и 20 козлов (интересно, что именно с них начинается "перечень" - намек на козла отпущения), 200 овец и 20 баранов, 30 верблюдиц и 30 верблюдов, 40 коров и 10 быков, 20 ослиц и 10 ослов. Всего Яаков отправил Эсаву 490 животных женского пола и 90 - мужского.
Яаков рассчитывает, что Эсав поймет смысл подарка. 90 - числовое значение буквы цадик (в переводе - праведность, справедливость). Число 490 обозначает слово тимлох, в переводе - будет править, царствовать. И получается фраза: "Будет править Праведность, Справедливость". И еще: Праведный, Справедливый Правитель мира - Всевышний. Эсав и это сообщение понял. Но решил "испытать судьбу". И начал войну с Яаковом...
Эсав должен был закончить борьбу до зари. Ибо только ночью он мог бороться с Яаковом, только ночью (в высоком смысле) логично придавать значение материальности мира. Когда взойдет солнце (на иврите это называется геула, буквально - момент, когда нисходит сверху высшая Ясность), Эсаву нечего будет сказать. Последнее слово осталось за Яаковом. Но ведь Эсав - близнец Яакова. Поэтому в чем-то "последнее слово"
остается и за ним. Он коснулся бедра Яакова и вывихнул сустав. Бедро на иврите - йерех, что означает "слабое место" (постоянно). Эсав, коснувшись бедра, предупредил: это останется знаком навсегда. Там, где у твоих потомков обнаружится слабое место (в мировоззрении и вообще - духовности), я приду и "возьму свое".
С этим, кстати, связан запрет Торы употреблять в пищу жесткую жилу (на иврите она называется гид а-наше) крупного и мелкого рогатого скота, которая держит на месте сустав бедра и не дает ему сместиться. Поскольку извлечь эту жилу из туши необычайно трудно, в большинстве стран мясники (и фирмы), торгующие кошерным мясом, евреям не продают задние ноги животного. В Израиле технология обработки туш - на высоком профессиональном уровне, а потребителей кошерной пищи - свыше трех миллионов. Поэтому здесь продают и задние конечности туш, естественно, удалив гид а-наше.
Однако вернемся к духовной борьбе, к противостоянию Яакова и Эсава. Итак, прошла ночь, поднялась заря, и "последнее слово" осталось за Яаковом. Эсав не смог одолеть брата. Но мы знаем, что в любой момент нашей истории, когда еврейская духовность ослабевает, "за углом" нас поджидает Эсав - мечом и словом он будет пытаться найти слабое место и уничтожить тело и (или) душу.
Так за кем же осталось последнее "последнее слово"? Яаков хотел знать это и, несмотря на просьбы Эсава перед восходом солнца, не отпускал его: "Дай мне благословение". И духовный прообраз малаха Эсава ответил: "Отныне не Яаков будет твое имя, но - Исраэль. Ибо ты вступил в борьбу с малахим и с людьми -и смог (победить - в будущем)" (32:29). Выстраивая эту цитату по-русски, мы учли перевод Йонатана бен Узиэля (1 век), который приведен в Устной Торе.
Поясним суть слова Исраэль. Оно состоит из двух слов: Иср (будет победа - в будущем) и Эль (одно из Имен Всевышнего, означающее "Силу управления"). И теперь приведем фразу на другом уровне понимания: "...ты вступил в борьбу с малахим (духовными силами тех людей, которые были против Всевышнего, - Эсав и Лаван), и с людьми (на земном уровне, устояв против чуждых мировоззрений, всяческих "измов" даже в быту)". Имея все это в виду, слово Исраэль переведем так: "В будущем проявится Правление Силы Всевышнего". Это и есть истинное "последнее слово". Евреев, кстати говоря, называют по-разному: иегуда (иудей), иешурун, исраэль (израиль)... Самое главное из этих имен - исраэль. Понятно - почему...