На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОПРОСЫ К РАВВИНУ

Нужны ли для веры вещественные артефакты?


Действительно, чтобы верить во Всевышнего, никакие артефакты не нужны. Авраам поверил в Творца до Храма и до получения Торы. Но на этом жизнь Авраама не прекратилась. В течение его жизни Всевышний открыл ему Свою Мудрость и даже дал определенные заповеди, которые Авраам выполнял (например, брит-мила — обрезание).
Авраам, скажем так, — "по собственной инициативе" соблюдал заповеди Торы, что было для него следствием постижения Небесной Мудрости. В том числе, он приносил корбанот (приношения), сооружая "временные мизбеахи" (то есть специально, определенным образом, "оборудовал" места для приношения корбанот). Ведь Храма еще не было. И очевидно, что мизбеах, если воспользоваться предложенным в вопросе определением, — тоже "артефакт"...
Зачем же все это нужно? Зачем вообще нужен Храм? Вера во Всевышнего — "краеугольный камень" правильной, достойной жизни человека. Но просто верить в существование Творца в этой жизни — недостаточно. Веру надо реализовывать на практике, то есть — стараться жить согласно вере. Совершать действия, раскрывающие разные грани этой веры. И еще. Веру надо как-то передавать другим людям и следующим поколениям. Для этого и дал нам Сам Творец Мира (не мы это выдумали) заповеди Торы (многие из которых связаны с артефактами), выполняя которые, мы осуществляем упомянутую задачу. Среди этих заповедей — повеление построить Храм и служить в нем Всевышнему.
Что давал нам Храм? Во-первых (и это главное), — возможность выполнить многие заповеди Творца, соблюдать которые мы без Храма не можем. В этом, кстати, после разрушения Храма — наша большая беда. Ведь сегодня, когда Храма у нас нет, мы не в состоянии выполнять все заповеди Всевышнего. Во-вторых, действия, совершаемые в Храме и служителями, и народом, значительно усиливали, если можно так выразиться, "эффект", которого мы достигаем соблюдением других заповедей, как будто бы с Храмом не связанных. Ведь действия эти, совершаемые в Храме, имели огромный потенциал влияния на человеческие души, рождая в них ощущение близости к Творцу и желание сблизиться с Ним еще больше.
Храм в определенном смысле можно сравнить с самолетом. Сам по себе самолет — некий "предмет", средство передвижения, не составляющее смысл человеческой жизни. Однако он способен доставить нас к отдаленной цели гораздо быстрее и с большими удобствами, нежели, допустим, автомобиль.
Храм был механизмом, открывающим путь непрерывному потоку пророчеств, через которые "спускалась" в наш мир Небесная Мудрость, что помогало реализовывать задачи, поставленные перед нами Творцом. Те же пророки предупреждали, что пренебрежение качеством выполнения заповедей Торы может привести к разрушению Храма (о том же сказано и в самой Торе). И Храм действительно был разрушен
в 3338 году от Сотворения мира (в 422 г. до н. э. по привычному летоисчислению). Но из этого никак не следует, что Храм в свое время не улучшал жизнь. Не только улучшал, но и наполнял ее высокой духовностью.
Теперь — о Западной Стене (Стене Плача). Мы никогда не утверждали и не утверждаем, что Западная Стена — суть основы нашей веры и т. п. Но знаем, что Всевышний выделил на Земном шаре некоторые объекты. Он выделил Эрец-Исраэль (Землю Израиля) из всех мест на земле.
И Иерусалим — из всех городов мира. И место в Иерусалиме — для строительства Храма.
Почти 2500 лет назад Храм был разрушен. И Всевышний чудесным образом оставил нам остаток храмовой стены (это и есть Западная Стена). Попутно отмечу, что остаток древней стены Храма — это не каменная постройка, возвышающаяся над землей. Это — более глубокие слои. Их можно увидеть, если с площади перед Стеной войти во внутреннюю часть, в помещение для молитвы не под открытым небом. Там, внутри, есть вырытая на 10 метров вглубь "смотровая яма". И в ней видны камни древней стены. Молитва у Стены может озарить человека особым состоянием духа. В этом ее "сила". Если же у кого-то это состояние не возникает, значит, ему надо молиться в синагоге или дома.
Но в любом случае мы знаем (об этом сказано в Устной Торе, например, в Мидрашах "Шемот Раба", гл. 2 и "Бамидбар Раба", гл. 11), что Шехина (особый духовный потенциал, позволяющий ощутить Всевышнего) никогда не покинет "остаток Храма", то есть — Западную Стену.

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.