Когда в завершение театрального сезона Одесский ТЮЗ (в данном случае совершенно справедливо позиционирующий себя в качестве молодежного театра) пригласил на премьеру "Стеклянного зверинца" по замечательной пьесе Теннесси Уильямса, первой эмоцией стало удивление: зачем сегодня разыгрывать эту старую историю? Но уже во время просмотра стало понятным — история эта вечна, и если в Америке кризисы чередуются с периодами благоденствия, то для нас эта атмосфера кризисного, дерганого существования, страха перед перспективой не выжить, потеряться в современном мире, очень даже актуальна, привычна… К тому же язык, которым написана пьеса, тонкие ассоциативные ходы, глубокий психологизм не идут ни в какое сравнение с драматургическими опытами наших современников. Если увиденное на сцене разочаровывает (например, довольно аскетичная сценография, предложенная художником Ольгой Смагиной), можно прикрыть глаза и наслаждаться тем, что слышишь…
По правде говоря, Тарасу Баглюкову, исполнителю роли Тома, следует пересмотреть свою пока досадно лобовую подачу текста и вспомнить о том, что "Стеклянный зверинец" рассказывает о судьбах очень молодых людей, с трепетным отношением к жизни, легкой пластикой, некой душевной подвижностью. К сожалению, фирменные тюзовские интонации, более уместные на утреннике или каком-нибудь действе для младших школьников, портят впечатление от игры артиста. Больше полутонов — требует пьеса, и с этим требованием грех не посчитаться.
Единственная "возрастная" роль — Аманда, мать Тома и Лауры. Сыграть Аманду мечтают многие актрисы, и заслуженная артистка Украины Валентина Губская отнюдь не была исключением. Это и вправду ее роль. Яркая женщина, чье счастье осталось в прошлом, живет воспоминаниями. А в настоящем ее беспокоит бедность. Семья еле сводит концы с концами, живет благодаря заработку Тома, служащего в магазине. Том, как и сбежавший отец семейства, "телефонист, влюбленный в расстояния", мечтает о путешествиях. Но кто же тогда позаботится о матери и сестре-инвалиде, чья психика расшатана настолько, что мешает учебе, работе? И Аманде приходит в голову мысль выдать свою скромницу Лауру замуж. Пусть Том приведет в гости своего неженатого коллегу, познакомит с сестрой, устроит ее судьбу, а там может ехать, куда ему вздумается…
"Но женщина предполагает, а руку мужчина предлагает", Джим (Игорь Коршунов) действительно увлекается Лаурой (Юлия Петрусевичюте), стремится внушить ей уверенность в собственном достоинстве, в привлекательности. Эта сцена оказывается самой сильной в спектакле, трогательная хрупкая фигурка Лауры вжимается в стену, предчувствуя и счастье, и его утрату одновременно, а широко шагающий Джим так убедителен, так убедителен… Но через минуту он то ли выдумывает свою невесту Бетти, то ли наконец-то о ней вспоминает. Лаура вовсе не убита горем, зато Аманда рвет и мечет, яростно переживая неудачу. Вот такая маленькая драма…
Образ "стеклянного зверинца", то есть хрупкой души Лауры, коллекционирующей фигурки из стекла, мог бы задать тон сценографии, но этого не случилось. Пьеса, обращенная к тонким движениям души, прочно связана с бытом, а герои вынуждены почему-то раскладывать одежду и принимать пищу на полу (мебель не предусмотрена), на пол же и садясь. Это раздражает, кажется неоправданным. Режиссер Виктор Суржа, известный своей постановкой "Белой акации" в театре музкомедии, употребил свои силы и мастерство на работу над текстом, а вот над видимым обликом спектакля никто всерьез не задумался, что, конечно же, очень жаль! Потому как Молодежный театр, не дающий глазу необходимых впечатлений — нонсенс. Да и актерам сложно играть эту на самом деле простую и щемящую историю в некоем безвоздушном пространстве, не имея осязаемых точек опоры. Но если закрыть глаза и просто слушать — местами невыразимо прекрасно…
Мария ГУДЫМА.
Фото Олега Владимирского.