На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Дiди, батьки i внуки у Шевченка


Под таким названием в 1918 году в типографии Скальского, которая находилась на улице Колонтаевской, 18, увидела свет тоненькая брошюра на 16 страницах. На книжице указаны координаты издательства "Днiпро", чести которого принадлежит появление сего труда: Почтовый ящик 270. Автором шевченковской брошюры является др. Степан Смаль-Стоцкий. Такие куцые выходные данные содержит брошюра. Болше ничего на ней не найти...
1918 год в истории Одессы был сложным: до конца января в городе было троевластие (Городская дума, Военное правительство и Румчерод), затем полтора месяца, до 14 марта, хозяйничала советская власть, а с марта почти до конца ноября был период австро-немецкой оккупации. Затем почти до конца года без двух недель власть была в руках переходного правительства и директории — до прихода французских интервентов.
В брошюре не указана дата, когда она была напечатана в типографии Скальского, что не дает возможности определить — хотя бы косвенно, — при какой власти книжечка увидела свет. Прочитав внимательно содержание опуса Смаль-Стоцкого, трудно найти какие-либо строки, дающие ключ к опознанию конкретного времени 1918 года, а имеющиеся в конце брошюры слова о том, что украинский народ порвет цепи рабства и обретет волю без царя и палачей, без князей и темных рабов, с новым и праведным законом, могли быть с успехом напечатаны при любой власти 1918 года без всяких нареканий с их стороны.
Владелец типо-литографии и хромо-литографии, потомственный почетный гражданин Скальский Иосиф Леонович (1874-?) открыл свое заведение 3 июля 1907 года на Канатной улице, 38/8, на углу улицы Троицкой. Встречается и другое написание его фамилии — Скольский Иосиф Леонардович. В январе 1910 г. Скальский перевел заведение в собственный дом на Колонтаевскую улицу, 18. Типография была небольшой, в 1914 году в ней трудилось всего семь рабочих. По данным полиции, Скальский был римско-католического вероисповедания, в Одессе жил с 1887 года, занимался торговлей и обладал имуществом: квартирная обстановка и кондитерские товары до 10000 рублей, наличные деньги — до 10000 рублей.
В Государственном архиве Одесской области сохранился бланк его заведения, на котором напечатан рисунок его фотографии, типографии, литографии и переплетной мастерской. Вряд ли в действительности она имела такой вид.
В 1919 году его типографию захватили подпольщики, которые печатали в ней листовки и газету "Коммунист".
Об издательстве "Днiпро" сведениями я располагаю не многими. Анатолий Дроздовский показал мне любопытную открытку "Капелла Т-ва "Просвiта" в Одесi 1909 року", отпечатанную в типографии С. Скарлато и А. Долинского. На групповой фотографии в национальных украинских костюмах на фоне двора здания сфотографировано около сорока пяти человек, очевидно, певцов упомянутой капеллы. Открытка любопытна еще и тем, что на ней указан адрес издательства (опять с помощью почтового ящика — № 1555). (Вполне возможно, что сообщать адрес "открытым текстом" было небезопасно.) Раз уж мы коснулись типографии С. Скарлато и А. Долинского, будет уместным сказать несколько слов об их заведении.
Поселянин-собственник Херсонской губернии Спиридон Николаевич Скарлато (Скарлатто) в 1902 году, по сведениям полиции, проживал по улице Полицейской, 8.
С 1884 года в продолжение 24-х лет служил управляющим в Славянской типо-литографии Хрисогелоса, затем в такой же должности трудился в типографии Южно-русского общества печатного дела.
В 1904 г. открыл собственную типографию на Ланжероновской улице, 23, а 7 августа 1910 года объединил свое заведение с типографией А. Долинского.
Совместное предприятие находилось в Красном переулке, 5. В августе 1911 года объединение было закрыто, ввиду того что все имущество по суду перешло к фирме О.И. Лемана (возможно, старые долги А. Долинского). Время существования совместного предприятия не превышало одного года: с августа 1910 по август 1911. Это дает возможность установить приблизительную дату появления на свет открытки с "Капеллой Т-ва "Просвiта": август 1910 — август 1911 гг.
В 1912 году С. Скарлато открыл собственную типографию по улице Петра Великого, 19, которая в 1916 году обрела новый адрес — Ланжероновская, 32. Печатное заведение С. Скарлато печатало в разное время газеты "Свободное слово" (1917), "Тайны Красного флага" (1919) и др.
История заведения бендерского мещанина Антона Алексеевича Долинского намного короче. Проживая в Одессе с 1908 года и работая наборщиком Южно-русского общества печатного дела, А. Долинский в 1909 году на улице Кондратенко, 22, открыл типо-литографию, которая вскоре переехала в Красный переулок, 5 (между Греческой и Дерибасовской улицами). В журнале "Волна" № 1, который печатало заведение А. Долинского, можно обнаружить рекламное объявление, что "новооткрытая типо-литография А. Долинского снабжена новейшими шрифтами и машинами. Типография печатает брошюры, каталоги, прейскуранты, бланки, объявления, плакаты, визитные карточки, свадебные билеты и прочие всевозможные работы, как на русском, так и на иностранных языках. Исполнение срочное и аккуратное. Цены умеренные. Срочное исполнение иногородних заказов". Нам известно о его объединении с С. Скарлатто — и чем это закончилось...
В левом нижнем углу открытки с трудом просматривается еще одна печатная надпись "Новак и Побуда". Это владельцы известной одесской фирмы "Новороссийское товарищество" (или "Новороссийское заведение графических искусств"), существовавшей с 1894 года. Фирма изготавливала всевозможные клише для печатания типографским способом. Не буду рассматривать ее историю, в которой менялись владельцы, адреса, названия и пр. С 1906 года ее владельцами стали австрийские подданные Алоиз (Альдор Алексеевич) Новак и Карл Францевич Побуда, которые на Соборной площади, 10, создали свое производство с фототипией, цинкографией, граверным заведением и литографией. Вполне возможно, что клише для фотографии, о которой мы ведем речь, было заказано в фирме Новака и Побуда.
Вот такой широкий круг деятелей печати имел прямое отношение к изданию брошюры Степана Смаль-Стоцкого. Пересказывать содержание брошюры сложно, в ней нет никаких упоминаний о лицах, заявленных в заголовке, хотя "дедами" автор называет украинских казаков, а "внуками" — нынешних, их потомков. Может быть, таким способом автор хотел привлечь читателей к своему труду? "Девятнайцятий вiк дав Українi великого поета, мученика за правду, славу i волю України, Тараса Шевченка", — так начинается брошюра, после чего в одном абзаце из десятка строк рассказана буквально часть его жизни, включая учебу в академии. Затем автор отдает должное поэтическому таланту Шевченко, приводя многочисленные отрывки из произведений Тараса Григорьевича: поэмы "Гайдамаки" и стихотворений "Тарасова нiч", "Iван Пiдкова", "Невольник", "Гамалiя", "Юродивий", "Третi пiвнi" с призывами встряхнуться Украине и завоевать для себя волю, т. е. вернуть свободу, утраченную с уходом из жизни казаков.
Не скрою, мой рассказ о брошюре Смоль-Стоцкого был вызван желанием рассказать об издателе и типографах, создавших сию небольшую брошюру в трудный для истории Одессы 1918 год. Люди эти малоизвестные, почти не оставили следов своей деятельности, а помянуть тех, кто творил и создавал издательскую славу ушедшей Одессы, — одна из благороднейших задач потомков.

Мирон БЕЛЬСКИЙ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.