На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«ТСАМЕТИ» ОЗНАЧАЕТ ТРИНАДЦАТЬ


Мечта одесских киноманов сбылась — на повторных показах дебютного фильма режиссера Гелы Баблуани смогли наконец-то побывать все желающие. Нечасто в нашем городе можно увидеть ленту, отмеченную призом "Открытие года" Европейской киноакадемии. Фильм под интригующим названием "13 (Тринадцать) / 13 (Tzameti)" (Франція — Грузия, 2005) демонстрировался в кинотеатре "Маски" в течение нескольких дней подряд. До того был всего один сеанс в рамках Фестиваля французского кино, и зрители (!) настояли на повторных показах, чтобы фильм могли увидеть их друзья и близкие, чтобы стал он предметом обсуждений. Желаниям зрителей пошел навстречу кинотеатр, благодаря компании "Артхаус Траффик" организовавший триумфальное возвращение киноленты в Одессу.
Среди наград "Тсамети" (по-грузински это слово означает тринадцать) — Гран-при жюри на фестивале в Санденсе; Приз имени Луиджи де Лаурентиса и премия Netpac на Венецианском международном кинофестивале; приз ФИПРЕССИ и приз "За лучшую операторскую работу" на Трансильванском международном кинофестивале; "Серебряный Прометей" на Тбилисском кинофестивале. В этом увлекательном и глубоком фильме зритель осуществляет захватывающую сюрреалистическую экскурсию на самое дно криминального мира, где в новом жестоком виде спорта ставками становятся человеческие жизни...
Фильм рассказывает о событии, случившемся с представителем семьи, эмигрировавшей из Грузии во Францию. Себастьен, молодой разнорабочий, живущий в предместьях Парижа (в этой роли снялся Георгий Баблуани, младший брат режиссера), решает следовать инструкциям, предназначенным совершенно другому человеку, даже не подозревая, куда его это может привести. Привлекательной показалась перспектива заработка, ведь предыдущую работу он потерял неожиданно и нелепо. Достигнув пункта назначения, он попадает в зловещий подпольный мир психологического хаоса за закрытыми дверьми, в котором делают ставки на человеческую жизнь, и из которого есть только один выход... Вспыхивающая лампочка означает: время стрелять. Принимая участие в щекочущей нервы богатых негодяев игре в "русскую рулетку" под номером 13, он получает крупную сумму. Понимая, что живым с деньгами ему не уйти, бежит из ужасного дома и успевает отправить отцу по почте пакет с деньгами. Телефонный разговор, в котором Себастьен сообщает близким о посылке, окажется для него последним и полон драматизма. Диалоги между членами семьи звучат по-грузински, и только русское слово "посылка" (в постсоветской Грузии многие слова остались в русском варианте — либо вошли в привычку, либо просто не имели грузинского аналога) молнией проникает в сознание: любой эмигрант из когда-то огромной страны под названием СССР мог оказаться в этой кошмарной ситуации.
История обогащения и самоотверженной гибели Себастьена увидена глазами 26-летнего грузинского режиссера-дебютанта Гелы Баблуани, сына великого Тимура Баблуани. Режиссер демонстрирует большой талант в создании атмосферы мистической угрозы и психологического насилия. Выбор черно-белой картинки, сделанный оператором Тариэлом Мелавией, подчеркивает фактуру каждого персонажа, выстраивая линию напряжения в течение всего фильма.
Картина произвела настоящий фурор во время мировой премьеры на Венецианском фестивале, оставив неизгладимый след в сердцах зрителей и критиков, после чего отправилась будоражить умы и собирать награды по всему миру. Теперь внимание европейских киноманов приковано к режиссеру "Тсамети".
Гела Баблуани родился в Тбилиси в 1980 году в семье известного грузинского режиссера Тимура Баблуани, чей фильм "Миграция воробьев" участвовал в Еженедельнике режиссеров Каннского фестиваля — 1988, а лента "Солнце неспящих" получила "Серебряного медведя" в Берлине в 1993 году. Детство Гелы прошло в неспокойные времена глубоких политических и экономических перемен в стране — гражданская война, коррупция, борьба враждующих криминальных кланов, уличная стрельба, солдаты, смерть были частью его повседневной жизни.
Однажды его отец вернулся домой и застал свою старшую дочь за уроками — в то время, когда на улице стреляли. Девушка настолько привыкла к звукам выстрелов, что даже не посмотрела в окно, чтобы узнать, что происходит. Тогда Тимур решил не допустить, чтобы у его детей выработался иммунитет к насилию, и отправил всех четверых учиться в Париж. Геле тогда было семнадцать.
В Париже он великолепно овладел французским, много писал, именно там родилась и развилась его страсть к кино.
Отношения с отцом во многом сформировали кинематографическое видение Гелы. В его дебютной работе чувствуется влияние немого кинематографа, а также черно-белых советских фильмов, которые они вместе с отцом смотрели в кинотеатрах Тбилиси. Сила тех образов и власть искусного монтажа заставляли его часами сидеть в кинозале. Впервые Гела попытался воссоздать эту силу еще в своем первом короткометражном фильме A Fleur de Peau (2002).
С точки зрения сюжета, фильм рассматривает те же вопросы, что и "13 (Тринадцать)", — насилие человека над человеком, игры во власть, судьбу и рок. Однако в полнометражном дебюте режиссера жестокость нашего мира изображена с еще большей психологической силой, на этот раз она имеет реальные живые лица, которые неожиданно предстают перед невинным и хрупким героем. Одно из таких лиц принадлежит яркому французскому актеру Огюстену Леграну — его персонаж служит Себастьену проводником в притон, где "русская рулетка" стала чем-то вроде шоу.
Сегодня мировые кинокритики захлебываются похвалами в адрес фильма: "До невозможного напряженный триллер, ошеломляющий дебют, будущая классика… Отдаленно напоминает "Бойцовский клуб", только круче"; "Кажется, что каждая сцена таит в себе угрозу. Фильм по-настоящему незабываемый"; "Баблуани заставляет своих героев за пять минут напряженного молчания и выразительных взглядов сказать больше, чем некоторые актеры успевают сказать за пятиминутный монолог"…
Остается только поностальгировать о более привычном нам поэтично-комедийном грузинском кино, даже на французской почве (вспомним Отара Иоселиани или Нану Джорджадзе) и понадеяться, что жизнь подбросит Геле Баблуани новые темы…

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.