На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

МНЕНИЕ

ОЛЬМЕРТ НЕ ПРОЩАЕТСЯ И НЕ УХОДИТ


В последние недели — особенно после опубликования первого (так называемого промежуточного) отчета комиссии во главе с отставным судьей Элияху Виноградом — требования о немедленной отставке Эхуда Ольмерта с поста главы правительства Израиля стали звучать едва ли не ежеминутно и отовсюду. Как отмечает издание "Еврейские новости", израильское общество давно отличается переменчивостью привязанностей: Менахем Бегин, триумфатор майских выборов 1977 года, 5 с небольшим лет спустя наблюдал, как сотни тысяч человек требуют его отставки, называя "военным преступником". Дважды избиравшийся премьером генерал армии Ицхак Рабин был в ноябре 1995 года убит после многомесячных демонстраций, на которых развевались транспаранты "Рабин — предатель" и им подобные.
В ходе досрочных выборов общество раз за разом отказывало в доверии тем, кого оно же и короновало за несколько лет до этого. "Спасители отечества" раз за разом оказывались "горькими разочарованиями": это Ицхак Шамир (проигравший досрочные выборы 1992 года), Биньямин Нетаниягу (потерявший пост премьера в ходе досрочных выборов 1999 года), Эхуд Барак (ушедший из канцелярии главы правительства в начале 2001 года), не говоря уже о "вечном проигравшем", дважды экс-премьер-министре Шимоне Пересе. Теперь вот — Эхуд Ольмерт. Сам он неоднократно заявлял, что об отставке не помышляет. Однако аналитики, тем не менее, уже задаются вопросом, что (и кто!) будет после отставки нынешнего премьера. Вашему вниманию — оценки экспертов, собранные в публикации "Еврейских новостей".

Зеев ЭЛЬКИН,
депутат Кнессета
от партии "Кадима":
— Прежде всего, Ольмерт никуда не уходит. У него нет причин для ухода в отставку. Комиссия Винограда не вынесла решения об отставке, несмотря на критику в его адрес. Поэтому его ничто не обязывает сделать это. Но если на данном этапе Ольмерт все же решит уйти, тогда "Кадима" будет выбирать, согласно уставу, нового лидера. Есть несколько потенциальных кандидатов на лидерство, все зависит от борьбы за это лидерство. Вопрос в том, развалится коалиция или нет. Для "Кадимы" это будет экзаменом. Но все это гипотетические представления, так как не похоже, чтобы Ольмерт собирался уйти в отставку.

Сергей
ПОДРАЖАНСКИЙ,
редактор газеты "Вести"
(Израиль):
— Помните, как у Александра Сергеича? "Нечаянно пригретый славой над нами царствовал тогда"? Ольмерт стал премьер-министром по инерции. Партия "Кадима" была придумана под одного человека — Ариэля Шарона. Обстоятельства, к сожалению, сложились так, что его временный заместитель вынужден был возглавить партию и, соответственно, правительство. У машины под названием "Кадима" оказалась хорошая инерция, но если бы выборы были отложены на какое-то время, то этой инерции не хватило бы для победы, и был бы в Израиле другой премьер-министр.
Вряд ли Ольмерт добровольно покинет свое кресло. Если мы говорим, что коней на переправе не меняют (а мы уже прошли переправу), боюсь, что при сегодняшней политической ситуации в случае его ухода ничего лучшего не получится. Никого лучше не будет, поскольку единственный серьезный кандидат на этот пост находится в другой партии, которая не входит в коалицию. Этот кандидат — Биньямин Нетаниягу.

Леонид
БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ,
главный редактор
издательского дома
"Новости недели" (Израиль):
— Израиль останется, страна будет. Вы думаете, премьер-министр играет уж такую большую роль? Это самый главный чиновник, не более того. Эхуд Ольмерт — не лучший, но и не худший. В отличие от многих моих сограждан, я не сосредоточиваюсь на личности того, кто занимает этот пост. Если Ольмерт уйдет, то, судя по всем сегодняшним опросам, его заменит Нетаниягу. Не исключено, что у моих переменчивых сограждан через некоторое время появится другой кандидат на этот пост. Но это серьезно ничего не изменит. Проблема в нас, в тех, кто избирает, а не в премьер-министре.

Михаил ГУРЕВИЧ,
заместитель генерального
директора компании
"Росбизнесконсалтинг":
— Есть, как мне представляется, один приемлемый вариант — если формируется новая коалиция без выборов. При этом лидером останется представитель "Кадимы", возможно, министр иностранных дел Ципи Ливни. Любой другой вариант сопряжен с выборами. Но после очень дорого стоившей работы комиссии Винограда еще более дорогостоящие выборы — не самое полезное для страны. В ситуации, когда урезаются социальные пособия, тратить деньги на выборы — вряд ли разумный ход. Вместе с тем демонстрации в Израиле и реакция истеблишмента подтверждают, что даже в такой тяжелой ситуации страна продолжает оставаться демократической — единственной на Ближнем Востоке. Какой бы вариант ни был избран, я уверен, он будет отвечать настроениям избирателей, то есть граждан страны.

Светлана ГАСРАТЯН,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института востоковедения
РАН:
— В Израиле мы наблюдаем сейчас кризис в верхах в связи с тем, что не продвигается урегулирование мирного процесса. Незаменимых людей нет, придут другие, которые попытаются решить этот конфликт. Пока можно говорить о том, что останется война, потому что сейчас везде, во всех точках Земли, происходят подобного рода войны. То же самое происходит в Ираке между шиитами и суннитами за господство своей религии, своей культуры, своих этнических и религиозных ценностей. То есть на первый план сейчас выходит культурологический, цивилизационный аспект. А иначе невозможно понять эпоху. Это закономерные процессы. XX век был атеистическим. Теперь, после атеистической эпохи, идет другая волна — религиозный всплеск. Один Израиль ничего сам по себе не решает — в Палестинской автономии происходит разгул религиозного фанатизма. Израиль столкнется с этим религиозным фанатизмом независимо от того, кто будет премьер-министром после Эхуда Ольмерта.

Марк ГОРИН,
главный редактор
сети муниципальных газет
"Спутник" (Израиль):
— Вариантов много. Если новую кандидатуру премьер-министра предложит та же партия "Кадима", которую сегодня возглавляет Ольмерт, то практически ничего не изменится, кроме фигуры премьера, что, конечно, не так мало, но и не ведет к каким-то глобальным переменам. Реальных фигур, которые может выдвинуть "Кадима", три. Это нынешний министр иностранных дел Ципи Ливни, бывший министр обороны Шауль Мофаз и побывавший на ряде министерских должностей Меир Шитрит. Все они когда-то пришли в "Кадиму" из "Ликуда", все в свое время ориентировались на Ариэля Шарона, и каждый из них считает себя достойным возглавить правительство.
Наиболее предполагаемой фигурой является Ципи Ливни, яркий талантливый политик и просто красивая женщина.
Я сам несколько раз брал у нее интервью. На меня произвели очень сильное впечатление нестандартность мысли и формулировок как результат непривычной неожиданной аналитики, явно происходящей непосредственно в ходе беседы. Как мне потом объяснили сведущие люди, такая аналитика — это результат работы в МОССАДе. Но именно в силу своей очевидной претензии на первую роль Ципи Ливни, которая может принести "Кадиме" на будущих выборах больше мандатов, чем ее возможные соперники, выдерживает значительную нагрузку противостояния в собственной партии. Как считают некоторые политологи, ее внутрипартийные конкуренты предпочтут себя в качестве лидеров партии с более скромным представительством в парламенте, а не более сильное представительство во главе с Ципи Ливни.
Однако представитель "Кадимы" возглавит правительство в случае, если не развалится сегодняшняя коалиция, а она сохранится в нынешней конфигурации, лишь если в ней останется партия "Авода", вторая по количеству мандатов парламентская фракция после "Кадимы". В ней друг с другом будут соперничать бывший премьер-министр Эхуд Барак, бывший начальник ШАБАКа Ами Аялон и нынешний министр обороны и председатель "Аводы" Амир Перец. Шансов у Амира Переца, как считается, крайне мало, после того как он продемонстрировал полную некомпетентность на посту министра обороны в ходе Второй ливанской войны, о чем совершенно откровенно и жестко сказала комиссия Винограда, созданная для оценки тревожных результатов военной кампании прошлого года.
И, наконец, с постом премьера вновь стали увязывать имя Шимона Переса — старейшего, авторитетнейшего израильского политика, который уже возглавлял правительство после трагической гибели Ицхака Рабина, но ни разу не избирался на этот пост. Все кандидаты на роль премьера могут предпочесть именно Шимона Переса, которому за 80 и который вряд ли предполагает сохранение себя на этом посту в будущей каденции. В каком-то смысле эта консенсусная фигура может успокоить страсти и предоставить противоборствующим политическим лагерям возможность собрать силы к предстоящим выборам, сроком которых называют весну-лето будущего года.
Но тут надо иметь в виду еще один момент. Дело в том, что до последнего политического кризиса Шимона Переса называли наиболее реальной кандидатурой на пост президента страны, выборы которого должны состояться летом. Борьбу за какой из постов предпочтет для себя сам Шимон Перес?.. Для того чтобы читатель понял, насколько этот ответ неоднозначен, позволю себе рассказать анекдот, очень характерный для израильской политики. Несколько лет назад Шимон Перес, которому тогда уже было за 75, конкурировал в борьбе за пост министра иностранных дел с авторитетным политиком-интеллектуалом, которому тогда было чуть за 50. Вот тогда говорили, что этот пост надо отдать сопернику Переса, потому что для него это последний шанс, а у Шимона Переса еще все впереди…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.