На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Окончание. Начало в № 542.)

188. Заповедь, запрещающая мешать животному есть во время работы

Сказано в Торе: "Не закрывай рта быку, когда тот молотит" (Дварим 25:4).
Запрет касается не только быка, но и любого другого домашнего или дикого животного, причем неважно, молотит он зерно или исполняет другую работу, связанную с земледелием; также не имеет значения — срезаны колосья или еще растут.
Запрещено надевать животному намордник как во время работы, так и до нее, или сдерживать животное словами, запрещая ему есть.
Тот, кто использовал в работе животное, на которое надет намордник, и не давал ему есть, — нарушил запрет, даже если это животное одолжено или взято в аренду у нееврея. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

189. Заповедь, запрещающая нашедшему птичье гнездо брать птицу-мать вместе с птенцами

Сказано в Торе: "Если попадется тебе птичье гнездо... не бери матери вместе с детьми" (Дварим 22:6, см. также 74-ю повелительную заповедь).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

190. Заповедь, запрещающая оставлять опасные предметы в своем доме

Сказано в Торе: "Чтобы не пролилась кровь в твоем доме" (Дварим 22:8). Имеются в виду предметы, которые могут послужить причиной несчастного случая. (См. также 75-ю повелительную заповедь.)
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

191. Заповедь, запрещающая уничтожать плодовые деревья во время осады
города

Сказано в Торе: "Когда будешь осаждать город... не уничтожай его деревьев" (Дварим 20:19).
Запрет не ограничивается осадой города, он касается любого бесцельного истребления плодовых деревьев также и в мирное время. Нарушитель наказывается малкот.
Того, кто бесцельно разбивает полезный предмет, рвет одежду, которую можно носить, разрушает здание, в котором можно жить, или уничтожает пищу, годную для еды, — наказывают макот мардут по указанию мудрецов.
Но можно срубить неплодовое дерево даже без всякой нужды, а также старое плодовое дерево, которое не дает плодов либо дает их настолько мало (не больше четверти кава оливок или одного кава фиников; кав равен 24 бейца (около 1350 мл)), что не стоит за ним ухаживать. Разрешено также срубить плодовое дерево, приносящее вред другим деревьям или полям соседей. Дерево можно срубить и в том случае, если стоимость древесины оправдывает подобное действие, — поскольку запрет Торы касается только бесцельного уничтожения.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

192. Заповедь, запрещающая еврею жить в Египте

Сказано в Торе: "Больше не возвращайтесь этим путем" (Дварим 17:16).
Запрет касается жительства в Египте. Однако туда можно приезжать с деловыми и торговыми целями.
Что касается вообще выезда еврея из Эрец Исраэль, то покинуть Святую землю ему разрешается только для изучения Торы, для того чтобы жениться, спастись от врагов или в торговых целях. Но запрещено выезжать на постоянное жительство, если в Эрец Исраэль нет жестокого голода (или других серьезных опасностей).
Тому, кто живет в Эрец Исраэль, прощаются многие грехи. И даже тот, кто прошел по ней четыре шага, удостаивается грядущей жизни. Также искупаются грехи тем, кто похоронен в Эрец Исраэль.
Лучше жить в Эрец Исраэль в нееврейском городе, чем за границей в еврейском городе, поскольку каждый покидающий Эрец Исраэль подобен идолопоклоннику.
Подобно тому как запрещено выезжать из Эрец Исраэль, запрещено выезжать в другие страны из Вавилонии (когда там находится центр изучения Талмуда). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

193. Заповедь, запрещающая человеку, находящемуся в состоянии ритуальной нечистоты, подниматься в "стан левитов" — на Храмовую гору

Сказано в Торе: "Если будет у тебя человек, который не будет чист... то пусть не входит в стан" (Дварим 23:11).
Наши мудрецы учили (см. трактат Псахим 68а), что стих Торы говорит о "стане левитов", т. е. о Храмовой горе. Еврей, поднявшийся на Храмовую гору в состоянии ритуальной нечистоты, нарушает запрет.
Эту заповедь обязаны соблюдать в наше время все мужчины и женщины, поскольку все евреи находятся ныне в состоянии нечистоты, которая связана со скверной от мертвецов.

194. Заповедь, запрещающая забывать деяния Амалека

Сказано в Торе: "Помни, что сделал тебе Амалек... Не забудь!" (Дварим 25:17,19).
Обязанность помнить о делах Амалека имеет в виду запрещение забывать о ненависти к нему.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

На этом закончился список всех запрещающих заповедей, действующих в наше время. Их число — 194, что совпадает с гематрией (суммой числовых значений букв) слова ЦЕДЕК, "справедливость".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.