На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

АХАРЕЙ МОТ


Две предыдущие главы посвящались, в основном, теме духовного состояния человека в зависимости от его поведения. В этой главе мы рассмотрим механизм ликвидации последствий дурного поведения. Для этого, естественно, существует несколько путей.
В первую очередь - серьезное осмысление своей жизни, принятие конкретного решения внести в нее дополнительные элементы соблюдения еврейской традиции и отказ от тех или иных нарушений законов Торы. А потом - выполнение этих решений. Помимо этого перед каждым евреем стоит еще и задача улучшить уровень еврейской жизни общества, в котором он живет, и еврейского народа в целом.
Есть еще один способ, объединяющий в себе эти составные. Всевышний выделил один день в году, 10-й день месяца Тишрей (конец сентября - начало октября), когда в Иерусалимском Храме главный коэн (первосвященник) совершал особую физическую и духовную работу, а весь народ в ней участвовал. А кроме того, постился свыше 24 часов - не ел и не пил.
День этот называется Йом Кипур, что приблизительно можно было бы перевести как День снятия вины.
Наша глава описывает работу, которую проводил в Храме главный коэн. Во времена странствий евреев по Синайской пустыне главным коэном был Аарон, брат Моше, а вместо Храма была передвижная сборно-разборная конструкция, которая содержала все элементы Храма и называлась Мишкан - место (ощутимого) Присутствия Творца.
Выделим здесь два основных момента. Первый связан с одеждой главного коэна. Одежда первосвященника описана в главе "Тецаве" (книга "Шемот", гл. 28). Однако в нашей главе рассказывается о "технологии" поведения первосвященника во время Йом Кипура. Пять раз он должен был снимать "парадные" одежды и облачаться в "обычные". И еще пять раз подвергал себя противоположной процедуре - менял "обычные" одежды на "парадные".
Все это - не случайные действия. Всевышний велел Аарону носить "парадные" одежды, состоящие из восьми частей, и в каждой детали Тора раскрывает глубочайшее духовное значение. Даже само их количество - восемь - означало, что результаты работы первосвященника в Йом Кипур принадлежали сфере, связанной с восьмым тысячелетием существования мира. Напомним, что сейчас мы живем в последнем, с точки зрения земной истории, шестом тысячелетии. Следующее, седьмое тысячелетие, будет подобно Субботе: земная жизнь еще сохраняется, но ее порядок уже несет в себе открытие, очевидные элементы сверхъестественной жизни. В восьмом тысячелетии материальная составляющая мира будет лишь в виде тонкой оболочки. Основная часть - духовная.
Обычные коэны носили одежду из четырех частей. Это являлось свидетельством того, что их работа состояла в исправлении проблем на уровне нашего мира. Число четыре - характерно для мира материального (четырехмерное пространство в физике, выражение "с четырех сторон света" и т. д.).
Работа первосвященника в Йом Кипур включала в себя процедуру принесения двух животных в жертву (на иврите жертвенное животное - саир; в приблизительном переводе - козел). Но если речь и идет о козлах, то не о таких, каких мы знаем в наше время. Те были мощные, покрытые густой шерстью.
Слово саир происходит от слова саар (волос). Волосы - особый элемент тела и символизируют внешнюю оболочку, внешнее явление, место, куда не доходят нервные окончания (волосы обрезают безболезненно). И еще: волосы растут из тела наружу и связаны с чем-то привнесенным, наносным.
Человек рожден, чтобы идти путями Всевышнего. Он ошибается, спотыкается, привносит в жизнь ненужные элементы. И все это символизируют волосы.
Кстати, Эсав, брат Яакова, имел и другое имя - Саир. И страна его, что простиралась к югу от Земли Израиль, называлась Земля Саир. Эсав - квинтэссенция вечной борьбы с Яковом, внешнего, чужого - с внутренним, сущностным.
В Йом Кипур коэн подводил ко входу внутреннего здания Храма двух саиров. Бросали жребий. Одному выпадало быть принесенным в жертву Всевышнему. Тем самым саир этот возвышался, и его душа поднималась вверх. Это означало, что вечного проклятия не существует. И саир угоден Всевышнему, при условии, что коэн очищается мыслями от совершенных им ошибок.
Второго саира уводили из Храма в пустыню. Это действие символизировало, что дурные поступки чужды нашей душе, так же, как густая шерсть (волосы) саира. Этот саир словно уносил на себе грехи общества. Отсюда и возникло выражение "козел отпущения".
В нашей главе рассказывается, в основном, только об этих элементах работы главного коэна в Йом Кипур. О том, что должен делать в этот день народ Израиля, говорится в других фрагментах Торы. Этому дню посвящен целый трактат Талмуда - "Йома".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.