На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Сергей ГРИНЕВЕЦКИЙ: «ВИРУС ВЛАСТИ СТРАШНЕЕ СПИДА»

Украина оказалась в еще более глубоком политическом кризисе, чем была до указа Президента Виктора Ющенко о роспуске парламента. Таков главный вывод многих политиков и экспертов, озвученный сразу после того, как прошел первый шок, вызванный событиями минувшей недели. Напомним:
2 апреля Президент подписал Указ "О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады V созыва". По словам главы государства, парламент сознательно обостряет политический кризис, несущий угрозу стране и народу, постоянно принимает нелегитимные, антиконституционные решения. Внеочередные выборы народных депутатов назначены на 27 мая.
Между тем парламент решил продолжить работу. В принятом на экстренном заседании Верховной Рады постановлении говорится, что оснований для роспуска нет. Кроме того, ВР приняла обращение к народу и подала в Конституционный суд представление о проверке соответствия Указа Основному закону. Также народные депутаты запретили правительству финансировать досрочные выборы и восстановили полномочия Центральной избирательной комиссии, работавшей на выборах 2004 года. В свою очередь, Кабинет Министров признал указ о роспуске парламента изданным с нарушением Конституции. Обе стороны конфликта как к последней инстанции апеллируют к Конституционному суду...
Пока политики выясняли отношения, политологи пытались спрогнозировать развитие событий, среди возможных вариантов наиболее реальными называя два. Первый — эскалация конфликта вплоть до радикальных шагов. Второй — самороспуск Верховной Рады, досрочные выборы и образование в парламенте двублоковой системы, которую сформируют политические силы — победители — Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко с примкнувшими к ним сторонниками. Впрочем, прогнозы с дальним прицелом в ситуации, которая меняется чуть ли не ежечасно, — дело неблагодарное. Однако есть еще один вывод, который можно было сделать уже на старте скандала. Он очень прост, практически банален, а заключается в следующем: очередной кризис в Украине случился не вдруг и — не на ровном месте…
О некоторых особенностях "политики по-украински" один из ведущих одесских политиков Сергей Гриневецкий, бывший губернатор области, а сегодня — заместитель председателя Народной партии, лидер фракции "Народная инициатива" в Одесском областном совете, говорил в студии программы "Ко времени". Этот разговор с журналистом телекомпании "РИАК" Сергеем Братчуком состоялся до того, как Украина в который раз оказалась в эпицентре политических потрясений. Тем интереснее, на наш взгляд, анализ ситуации, сделанный еще "в предощущеньи" взрыва…

— Начнем с национальной идеи. Что она сегодня для Вас?
— Нельзя говорить о национальной идее, не анализируя ситуацию в обществе, переживающем глубокий политический кризис, основой которого явился кризис конституционный. Это как в математических расчетах, когда при проектировании двигателя ракетоносителя допускается математическая ошибка, и она ведет к известному результату: при заливе топлива и нажатии кнопки "пуск" происходит взрыв.
Точно так, недооценив ситуацию осенью 2004 года, мы вышли на системные ошибки: принимали политические решения, которые стали доминировать над правовыми. В условиях, когда идет постоянная борьба за перетягивание каната, элите крайне тяжело говорить не только о национальной идее, но и формировать какие-то национальные интересы. Могу сказать словами лидера нашей Народной партии Владимира Литвина, что "страна хорошо скроена, но плохо сшита".
Можем ли мы сегодня говорить о национальной идее, когда Президент и премьер со спикером порознь возлагают цветы к памятнику Тарасу Григорьевичу Шевченко, вроде как символу нашего государства? Я задаю вопрос: а может ли власть в этой ситуации называть себя легитимной
в этой стране? И может ли она вообще формировать национальные интересы в таких условиях? В условиях недоверия, ультиматумов?
— Сегодня все идеологические споры насчет того, какой быть национальной идее, как развиваться нашей стране, сводятся к тому, что мы говорим только о направлении развития: Россия, Европа… Вы согласны с этим? Куда же идти Украине?
— Я как один из лидеров Народной партии однозначно могу сказать, что мы пойдем за народом. Как народ скажет — так и будет. Сейчас он отравлен властью. Есть вирус СПИДа, туберкулезная палочка. А есть вирус власти...
— Это страшнее, чем СПИД?
— Это гораздо страшнее. Потому что может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому народ должен высказать свое мнение. Но народ может высказать его только тогда, когда власть будет по-настоящему легитимна, когда она будет на равных разговаривать с народом и будет ответственна перед ним.
— Я хочу привести одну Вашу цитату. Недавно Вы заявили, что в результате очевидных промахов и ошибок во внешней политике Украина в ближайшее время превратится из субъекта черноморской политики в объект политики других государств…
— Это действительно так. Более того, наша политическая сила сделала очень серьезное, на мой взгляд, заявление о том, что мы теряем свои позиции на Дунае и в целом по черноморскому вектору.
Смотрите: ситуация по острову Змеиный. Заявления первых лиц государства говорят: "Мы согласимся с любым решением Страсбургского суда". Что значит "мы согласимся с любым решением"?
— Вам не кажется, что это предательство национальных интересов?
— Об этом же и речь! Второй вопрос:
2 марта, когда Виктор Федорович был в Одессе, он правильно поднял темы, о которых мы не раз говорили власти. Пример — комплексное развитие программы украинского Придунавья. При всем моем уважении к Луганскому региону (он у нас сейчас доминирующий), как расценивать то, что в руководство Украинским Дунайским пароходством присланы 12 человек из Луганска? Ну, это не только плевок в лицо жителям уникального края, это непонимание государственной важности украинского Придунавья в сегодняшней геополитике.
Давайте посмотрим на эту дугу: Крым детонирует. Мы хотим, чтобы сдетонировал и юг Одесской области? Дунайское пароходство мы спасли от того, чтобы его не постигла судьба ЧМП. Сохранили все суда, более того, начали строить новые, ввели комплексную программу, реанимировали Килийский судоремонтный судостроительный завод. И вот такой результат? Зачем? Чтобы раздерибанить? Это уже просто называется "государственное рейдерство"…
Я остаюсь сторонником того, что мы должны выйти на сильную государственную региональную политику, чтобы жители каждого региона почувствовали свою роль, свое влияние на формирование власти, а власть почувствовала ответственность за те программы, которые она берется реализовывать.
— То есть, Вы продолжаете оставаться приверженцем сильной региональной идеи?
— Я остаюсь ее приверженцем уже на протяжении десяти лет. Но надо посмотреть на нее в контексте того, что происходит сегодня в нашем, я бы сказал, политическом "Бермудском треугольнике", где состоялась усеченная политическая реформа, которая так и не дошла "на места". А ведь именно здесь власть определяет, когда вывозить мусор, как должны работать лифты, кому назначать субсидии, как повышать тарифы и т. д. Так вот, то, что происходит сегодня, мне кажется, никак не консолидирует общество в обозначении национальных интересов, национальной идеи.
Повторюсь: мы стали свидетелями того, что как раз политическая составляющая преобладает над правовой. И это очень опасно. Ведь сегодня на Украину начали смотреть с большой опаской и большим недоверием. Вспомним хотя бы процесс формирования правительства и, в частности, назначение министра иностранных дел… Надо же думать о государстве, о том, что завтра МИД должен проводить внешнеполитический курс европейского государства, где пересекаются транспортные коридоры, где очень непростая внутренняя ситуация, где надо находить инвесторов, где нельзя создавать конкурс на попадание в рейтинг журнала "Форбс". Все стремятся попасть в миллиардеры и не хотят сознавать, что ситуация, когда 3 процента населения владеют 95 процентами собственности при несостоявшейся земельной реформе, при несостоявшейся судебной реформе может привести к очень плачевным результатам…
Давайте оценим наш политикум еще и с другой стороны. Два с половиной года назад на Майдане рядом с Президентом Виктором Ющенко стояли Александр Мороз и Анатолий Кинах. Сегодня Мороз и Кинах стоят рядом с другим кандидатом в президенты, Виктором Януковичем.
— О чем это говорит?
— Это говорит как об отсутствии соблюдения законности в нашей стране, так и о том, что не сформирована национальная политическая элита, готовая брать на себя ответственность за декларированные во время выборов программы.
— Но ведь правительство Януковича неоднократно заявляло, что готово брать на себя всю полноту власти и отвечать за нее.
— Да, но при этом создавался какой-то торг: мы вам проголосуем в первом чтении Закон об оппозиции, а вы нам проголосуете Закон о Кабинете Министров… В данной ситуации оппозиция выступает в роли секты, а коалиция просто неестественна по сути, как, впрочем, был неестественен Майдан, когда стояли рядом Плющ, Кинах и Мороз: Украинский союз промышленников и предпринимателей и социалисты не относились к националистическому вектору, для них большую роль играла конъюнктура, стремление пройти и заполучить какие-то должности. Неестественно и то, что социалисты и коммунисты сегодня с "Регионами" — в коалиции, которую можно назвать вынужденной. Слишком много внутренних проблем, принципиальных расхождений. Это можно проследить по тому, как депутаты голосовали, например, по вопросу о признании Голодомора геноцидом украинского народа, по тому, как относятся разные политические силы к НАТО, Европейскому Союзу и ЕЭП.
Впрочем, должен заметить, что народ эти вопросы интересуют в меньшей степени. По социологическим опросам, по степени общественного интереса они где-то на 20-м месте. Сегодня людей больше интересует понятие справедливости. Вот вам пример. В 2006 году в Одесской области рассмотрено 142 тысячи административных, 12 тысяч уголовных и около 40 тысяч гражданских дел. В сумме — около 200 тысяч дел. Как минимум, вовлечены три стороны, то есть 600 тысяч человек. Если отбросить несовершеннолетних, получается, что практически половина населения Одесской области вовлечена в суды.
— Так, возможно, это и есть признаки демократии, о которой нам говорят постоянно?
— Говоря о признаках демократии, мы должны говорить о той судебной реформе, которую начали и не закончили. И смысл этой судебной реформы заключается в том, чтобы, наверное, упростить доступ к правосудию, а не усложнить.
А у нас сегодня пытаются создать четыре или пять специализированных судов. Вот будет создаваться Административный суд Одесской области, который, по идее, должен решать гражданские вопросы, в том числе, связанные с властью. Предполагается, что первая инстанция будет находиться в городе Одессе. И, например, человеку из Рени надо будет пересечь две границы, чтобы приехать в суд, где ему скажут: "Ваше дело переносится на два дня"… Давайте откровенно говорить: правда подорожала. К сожалению, решения принимают "печерские" суды, "мукачевские" суды. Это уже системный кризис политической системы. Надо думать, как менять законодательную базу, для того чтобы ответственность власти и контроль со стороны гражданского общества были соизмеримы.
— Сергей Рафаилович, Вы говорили об осени 2004-го, о президентских выборах. А можно ли вспомнить о съезде в Северодонецке?
— А почему нет?
— Там прозвучала Ваша фраза, которая запомнилась, и сегодня многое объясняет. Вы сказали о "политической шпане", которая рвется к власти…
— Сейчас меня часто цитируют, но никто не платит за это. А по этому поводу у меня было несколько допросов в Генеральной прокуратуре. Но мне приятно, что когда там посмотрели мое выступление, один из молодых следователей меня спросил: "Что Вы можете по этому поводу сказать?". Я ответил, что я собой просто горжусь, и он сказал: "Я Вами тоже"…
— Вопрос от одного из наших телезрителей, вернее, утверждение: "Государство, в котором депутаты делятся на уже отсидевших и пока еще не пойманных, не может иметь ни национальной идеи, ни будущего"…
— Я с этим абсолютно согласен: продажное коррумпированное государство не может иметь никакой национальной идеи. А глубина тенизации, к сожалению, в последнее время становится все большей и большей, потому что частая смена министров тянет за собой смену всей вертикали. Скажем, смена министра внутренних дел потянула смену во всех управлениях внутренних дел — начальников, заместителей, подразделений, районов и т. д. Вы думаете, эти полковники работают на государство сейчас? Они, владея формами, методами, агентурой, информацией, ушли в теневые бизнес-структуры.
Точно так же можно говорить и по любым другим министерствам. Посмотрите: министр экономики у нас уже четвертый за последний год, министр по чрезвычайным ситуациям — третий, министр внутренних дел — третий. Это очень опасная тенденция.
Мы, в частности, говорим о реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Ну как можно реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, если министр меняется три раза в году, и министерство дважды реформируется? О каких тарифах мы можем говорить? Ведь все реформирование сводится просто к пересмотру тарифов, причем — в нарушение даже действующего законодательства.
— Не могу не задать Вам вопрос об отношении Вашей политической силы к статусу русского языка. Эти споры, акции вокруг придания русскому языку статуса регионального…
— Я, честно говоря, удивляюсь нашим одесским городским депутатам. Есть решение областного совета, которое лично я написал (и, между прочим, оно признано лучшим в Европе — по заключению Генерального секретаря Парламентской ассамблеи Совета Европы). Там четко написано, что в рамках Хартии о языках русский язык действует на территории всей области, а на отдельных территориях — болгарский, албанский, молдавский, другие языки, определенные в Хартии. А нагнетание таких ситуаций к добру не приведет. И власть должна это понять.
— И еще один вопрос от одесситов: "Если будут перевыборы, чью сторону Вы займете — Президента или премьера?"
— У нас есть четкая программа, и если будут выборы — любые, — мы будем в них принимать участие. У нас достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, которым мы можем конкурировать с любыми политическими силами. Другое дело, что у нас нет финансово-олигархических структур, и мы не принадлежим ни к одной финансово-олигархической структуре. Но я думаю, что народ постепенно начнет разбираться, кто есть кто. Ведь главное в этой ситуации — учиться на собственных ошибках (если уж пока не получается учиться на чужих) и не допускать их повторения.

РИАК

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.