На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В ОДЕССЕ ВНОВЬ СНИМАЕТСЯ КИНО


К 10 Апреля - Дню освобождения Одессы - в нашем городе приурочен премьерный показ снятого на Одесской киностудии фильма "Двое и война". А уже в первые апрельские дни начинаются съемки его продолжения. Картину под рабочим названием "Саперы" поставит известный российский актер и режиссер, Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Борис Щербаков, который также сыграет одну из главных ролей. Интервью с Борисом Щербаковым в студии программы "Ко времени" ведет журналист телекомпании "РИАК" Сергей Братчук.

- Что привело Вас в Южную Пальмиру, Борис Васильевич?
- Работа, работа, работа! Все никак не могу успокоиться, все работаю. В свое время много работал актером, а сейчас решил попробовать себя на поприще режиссуры.
- Актерство со временем надоедает?
- Нет, не надоедает. Но все идет по возрастающей, всегда хочется чего-то нового, неизведанного. Вот меня и заманила режиссура. Я ею еще полностью не овладел. И огромное спасибо продюсеру Сергею Кучкову, который очень великодушно предложил мне снять полнометражную картину на базе Одесской киностудии. Картина называется "Саперы". Это рабочее название, но я думаю, что оно останется основным.
- Почему военная тема? Это дань моде? Сегодня много фильмов таких снимается, особенно в России.
- Нет, не дань моде. И я не соглашусь, что таких фильмов много, военно-патриотических картин выпускается очень мало. И, к сожалению, очень многие люди уже забывают о том, кто победил в Великой Отечественной войне. Вообще фильм хочется сделать о свободе. О жажде свободы людей, попавших в экстремальную ситуацию.
- Как Вам работается в Одессе?
- Я хочу поблагодарить всех работников Одесской киностудии за потрясающую подготовку. Действительно замечательно - все работают, засучив рукава, с очень хорошей отдачей, с огнем в глазах. Так всегда: если хочешь, то всегда все будет. Это желание есть.
- Вы говорили о том, что для съемок Вашего фильма Одесская киностудия подходит как нельзя лучше. Почему?
- Для военной картины киностудия идеально подходит. К сожалению - или к моему счастью, она еще не отремонтирована. Поэтому любой кусочек возьми - все подходит для войны и... фильмов ужасов. Это я говорю не в укор, понимаю, что и финансовые проблемы есть, и т. д. Но сразу все не происходит, Москва тоже не сразу строилась...
- Государственная поддержка кино сегодня необходима. Есть ли она в России?
- Честно скажу, о государственной поддержке я не знаю. У меня ощущение, что ее нет. Если есть, то это для очень громких фамилий - и то, я думаю, минимальная. В основном режиссеры, даже с громкими именами, должны доставать деньги на картину практически сами. Я говорю о России. Об Украине я не знаю.
- Вы говорите о громких именах. Давайте назовем такое имя: Олег Табаков. Насколько я знаю, между вами в свое время произошел конфликт, и Вы вынуждены были уйти из театра. Какова ситуация сейчас?
- Да, произошел у нас с Олегом Павловичем некий конфликт. Но у меня такое жизненное кредо: что ни делается, все к лучшему.
- Это так и получилось?
- Конечно. И сейчас, по прошествии времени - может быть, потому что я стал старше, мудрее, - но я понял, что я благодарен Олегу Павловичу Табакову за то, что я ушел из театра.
- Почему?
- Когда я ушел из театра, во-первых, у меня высвободилась куча времени. Я сам себе хозяин. Я ощутил это сладкое слово "свобода". Что я хочу - то и делаю. Если мне предлагают сниматься в кино, я вправе отказаться либо согласиться.
- Вы часто отказываетесь?
- Нет, я практически никогда не отказываюсь, потому что я люблю свою профессию. Я вообще не понимаю актеров и актрис, которые говорят: "Что вы мне предлагаете? Это не мое!" Что значит "не твое"? Ты же артистка - так сделай это своим! Это профессия, дорогие мои!
- В рекламе снимаетесь?
- По-моему, пару раз я снялся в каких-то рекламах.
- Хоть хорошо заработали?
- Да ну, ерунда какая-то! Да, снялся в одной рекламе - какую-то зубную пасту рекламировал. Потом года полтора не мог получить эти копейки. Чтоб они пропали с этой рекламой!
- Больше сниматься не будете?
- Нет.
- Я знаю, что вы подготовили своеобразный подарок ветеранам ко Дню освобождения Одессы, 10 Апреля: состоится премьера фильма "Двое и война"...
- У меня там небольшая, но довольно серьезная роль. Как мне потом сказал наш продюсер Сергей Кучков, оказывается, я сыграл его отца. В сценарии этого не было, и Сергей Федорович попросил сценаристов сделать этот эпизод и доверил его именно мне. Я был очень тронут и постарался сыграть его как можно лучше.
- Я знаю, что у Вас особое отношение к нашему городу, что у Вас есть здесь родственники. Сегодня, приезжая в Украину, в Одессу, Вы ощущаете, что это другое государство?
- Положа руку на сердце, я ощущаю, что это не просто другое государство, а потуги на другое государство. Мы постоянно хотим убедить всех, что мы другое государство. Да, конечно, другое! Но уж слишком стараются убедить всех. И постоянно, при любой, даже мельчайшей, возможности тыкают носом: "Мы же другие! Мы же другие!" Почему? Мы все те же. Мы люди. Это прежде всего. Украинец ты, русский - кто угодно! Почему об этом все время кричать на каждом углу?
- После "оранжевых" событий в Украине в 2004 году многие говорили о том, что в России к украинцам изменилось отношение, нас стали воспринимать хуже. Это так? Или нам снова рассказывают какие-то сказки?
- У меня ощущение другое: что именно в Украине стали хуже воспринимать Россию.
- Вы это здесь ощущаете?
- В Киеве - да. В Одессе или в Севастополе - нет...
- Давайте вернемся к творчеству. Ваша первая роль в кино - в фильме "Мандат". Каковы были ощущения, когда Вы в 12 лет сыграли эту еще детскую роль? Вы гордились?
- Нет. Я абсолютно спокойно к этому отнесся, даже, честно говоря, и не понял. Единственная, на мой взгляд, положительная сторона была в том, что я заработал какие-то деньги.
- Вы помните, на что их потратили?
- Прекрасно помню. Тогда мой отец работал таксистом - и сбил человека. Не насмерть - у пострадавшего сломалась нога. Это были времена, когда всегда и во всем был виноват водитель, а пешеход был прав в любой ситуации. А дело было так. На Невском проспекте в Питере (тогда это был Ленинград) на зеленый свет трогался троллейбус, а машина моего отца его обгоняла. И тут выскочил человек. Отец его даже не видел. Там практически не было тормозного пути. Отца могли засудить, дать ему несколько лет. Практически весь мой гонорар ушел на адвоката, который добился того, что отцу дали два года условно с лишением прав.
- Вы гордились собой в тот момент?
- Да. В тот момент я гордился, что я спас семью.
- У Вас с Вашей женой очень интересная история знакомства, и Вы об этом с удовольствием рассказываете. Расскажете и нам?
- Я уже без удовольствия это рассказываю, потому что рассказывал много раз. Но история действительно любопытная. Когда я поступил в школу-студию и приехал в общежитие, там всех ленинградцев отправляли в одну комнату, как сейчас помню, в девятнадцатую. Я зашел, там сидели два молодых человека - тоже ленинградцы. Мы познакомились, стали спрашивать друг друга, кто где жил в Ленинграде... Кстати, меня около полугода, весь первый семестр, держали за "блатного". У меня фамилия Щербаков, а тогда был жив еще Петр Иванович Щербаков, который работал в "Современнике". То, что я Борис Васильевич, а не Борис Петрович, никого не волновало. Так вот, мы сидим, разговариваем, и вдруг заходит очаровательная девушка и говорит: "Ой, я должна здесь жить". Я говорю: "Так давайте жить вместе!" И вот эти слова оказались пророческими: она потом стала моей женой... На вахте в общежитии просто перепутали: "Из Ленинграда? В 19-ю комнату". А мужская или женская комната - кого это волновало?
- Какая роль самая любимая?
- У меня все роли любимые. Но если уж, положа руку на сердце - я очень люблю картину Наумова "10 лет без права переписки". Там я немножко "разошелся".
- "Жених из Майами" из Вас получился неплохой.
- Это уже комедия. Но тоже хорошая. Я все люблю: и "Жених из Майами", и "Третий не лишний", и "Берег" - очень серьезную картину Алова и Наумова.
- Государственную премию Вы получили именно за "Берег".
- Да. "Криминальный квартет" - замечательная картина, "Случай в квадрате 36-80"... Да что все перечислять!
- Какую роль еще хотелось бы сыграть?
- Хорошую.
- Какой образ создать?
- Ну что вам сказать? Гамлета мне уже поздно играть. Короля Лира - еще рано. Ну - Макбета, Генриха IV.
- И это все? Или список можно продолжать?
- Пока остановимся на этом...
- Насколько я знаю, в советское время на Одесской киностудии Вы не снимались. Есть ли какие-нибудь объяснения этому?
- Не знаю. Никаких объяснений у меня нет. Два раза я приезжал. Кстати, это тоже была военная картина. Попробовался - меня не утвердили. И еще была одна картина - "Шкура белого медведя" или что-то в этом роде. Я помню, была жуткая задержка рейса, я очень долго сидел в аэропорту, наконец, прилетел. Меня как-то очень быстро попробовали и тут же отправили назад - тоже не утвердили. Ну, не судьба!
- Хочется и дальше сниматься в кино, играть на сцене? Или с возрастом приходит усталость?
- Нет. Я с удовольствием играю в антрепризных спектаклях. Их у меня было четыре, но, к сожалению, от нас ушла замечательная актриса Любочка Полищук, царство ей небесное. У нас с ней было два спектакля в театральном агентстве "Арт-партнер" в Москве. Мы неоднократно приезжали в Одессу, играли "Искушение": Сережа Безруков, Люба Полищук и я. В "Свободной паре" Люба в первом акте вела моноспектакль, а во втором выходили мы с Машей Ароновой.
- Есть желание приезжать в наш город?
- С удовольствием. Я обожаю Одессу!
- Что Вы здесь ощущаете? Меняется наш город или нет? Если да, то в какую сторону?
- Меняется. С моей точки зрения, с точки зрения - если громко говорить - режиссера-кинематографиста, каковым я еще себя не считаю до конца, он меняется в худшую сторону. Недавно снимали картину о Леониде Осиповиче Утесове. С огромным трудом смогли найти хоть что-то, оставшееся от старой Одессы. С другой стороны, изменения - это прекрасно: растет благосостояние людей, они меняют окна на пластиковые, делают ремонты, люди переезжают из старых домов, которые ломаются, в новые. Это все прекрасно. Но с точки зрения кинематографа, это отвратительно. Потому что нет старого духа, старой Одессы, старых двориков, где висит белье...
- Одесситы говорят, что наш город в Украине если не первый, то и не второй. Вы с этим согласны?
- Я считаю, что он первый в Украине. Вторым для меня идет Севастополь. Киев тоже хороший город, но для меня как-то родней и теплей по человеческим отношениям Одесса.
- Когда Вы снова приедете в Одессу?
- Снимать мы начнем 5 апреля. Единственное, чего я желаю себе, - хорошей погоды в Одессе, чтоб мы успели все снять.
- Вы закажите - мы постараемся!
- Спасибо. Я ловлю на слове! И единственное, чего я хотел бы пожелать дорогим и любимым моим одесситам: терпения, терпения и еще раз терпения. И - любви. Любите друг друга - и все будет хорошо!

РИАК.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.