На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Начало еврейской жизни


Еврейская традиция передается из поколения в поколение. Она не просто сопровождает жизнь еврейского народа, но составляет саму суть жизни - от начала ее и до ухода человека из этого мира. При этом совершенно особая роль отводится семье, а значит - и отношениям родителей и детей, их обязанностям друг перед другом...
Синагога при одесской еврейской школе мальчиков "Тиква"-"Ор Самеах". Множество взрослых, а в центре внимания - крохотный мальчуган, мирно посапывающий в переносной люльке. Это первое знакомство с новым одесским евреем.
Его зовут... Впрочем, имя малыш получит чуть позже: им еврейского мальчика нарекают во время обряда брит-мила (обрезания), для которого здесь и собрались. Обряд совершается на восьмой день после рождения, и это первая заповедь, которую отец должен исполнить по отношению к своему сыну.
- Это вера отцов, вера дедов, вера прадедов, - говорит отец малыша Ури Моше Харшах. - Что-то, само понятие о еврействе в меня вложили родители, но основные знания о еврейской жизни, о еврейских законах я получил, конечно, в нашей школе "Тиква"-"Ор Самеах". И теперь я хочу, чтобы мой сын был таким евреем, каким он должен быть!
Молодой папа - бывший ученик одесской еврейской школы "Тиква"-"Ор Самеах". Мама - Элишева - тоже училась в этой школе, потом работала в Одесском еврейском университете, стала специалистом по кашруту. Так что здесь для этой супружеской пары действительно все свои, как и они на самом деле свои для еврейской общины.
- Только те люди, которые прошли с нами весь путь воссоздания общинной жизни, начиная с самого первого дня, понимают, что значит для нас сегодняшнее событие, - рассказывает главный раввин Одессы и области Шломо Бакшт. - Наша пара, наши ученики поженились, создали семью, теперь у них есть мальчик, для которого жизнь начинается так, как и должно быть в еврейском мире. Для нас это действительно огромный праздник!
Сам обряд совершает специалист, который на иврите называется "моэл" (он должен быть б-гобоязненным человеком и обладать особой квалификацией, ведь обрезание - одновременно с высокой духовной значимостью - это и медицинский акт). Своя миссия и у других участников церемонии (шошвиним), которые принимают ребенка у матери, передают из рук в руки - тому, кто должен положить младенца на "кресло пророка Элиягу". Особая же честь выпадает человеку, который во время брит-мила держит малыша на коленях. Он называется "сандак", что значит "покровитель" (эту роль исполнил рав Бакшт).
Суть древнего обряда - это приобщение к союзу народа Израиля с Всевышним, к союзу, который впервые в истории был заключен праотцом еврейского народа Авраамом. Неслучайно в традиции заповедь брит-мила называется именем патриарха, а во время обряда отец ребенка произносит благословение: "Благословен (...) повелевший нам приобщить его к союзу Авраама, отца нашего!" Дальше звучат такие слова: "Так же, как приобщился он к союзу, пусть придет к Торе, к хупе и добрым делам!"...
Сам герой дня над сутью этих слов и значением сегодняшней церемонии задумается еще очень не скоро, но задумается непременно, уверен его отец. Уверен он и в том, что жизнь малыша будет обязательно связана с жизнью общины - с еврейским детским садиком, хедером, школой, а там, может быть, и с Еврейским университетом. Впрочем, Ури Моше уже сегодня обещает, что будет считаться с выбором своего сына... А раввин Шломо Бакшт советует так уж далеко вперед не заглядывать, говорит, что пока твердо знает одно: "Этот ребенок получит настоящее еврейское образование, вырастет настоящим евреем, и дай Б-г ему здоровья и счастья!"
Словом, все еще впереди, как впереди целая жизнь маленького еврейского мальчика по имени Давид. И пусть эта жизнь непременно будет счастливой!

Е. Л.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.