На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

«ДВА ДНЯ И ДВЕ НОЧИ НОВОЙ МУЗЫКИ»: ДОВЕРЕНО СЛОВУ…


Оказывается, если продернуть несколько нитей сквозь рояльные струны и закрепить их на кронштейне, можно получить необычный звуковой эффект. Пусть не особенно приятный, зато новый, будоражащий воображение, создающий особое, тревожное настроение. Украинский пианист Максим Шоренков, исполнивший собственное же произведение для фортепиано и ниток под загадочным названием "Проз сферы", сорвал бурю аплодисментов. Та же история произошла и с отечественным квартетом "Паркет", показавшим перформанс при помощи столярных инструментов. А норвежец Хокан Стене, перкуссионист из ансамбля "Асамисимаса", умудрился сыграть на обыкновенном воздушном шарике, исполнив пьесу Рольфа Валлина "Проткни!", — данный номер в фестивальной программке был обозначен как "музыкальный театр для надутого шара".
Все эти и многие другие чудеса происходили в Одессе на фестивале "Два дня и две ночи новой музыки", который прошел в двенадцатый раз вообще и вторично — под патронатом городского головы Эдуарда Гурвица. Этот международный фестиваль современного искусства позиционирует Украину во всем мире как страну, композиторы которой умеют сочинять новую музыку, а исполнители — играть. Организаторы "Двух дней и двух ночей…" отталкивались от собственного творческого поиска, ведь одесский композитор Кармелла Цепколенко, артистический директор фестиваля, и является тем человеком, который заразил Южную Пальмиру вирусом новой музыки. Почти круглосуточные музыкальные бдения состоялись, как обычно, в помещении областного центра культуры "Украина", где на стенах зала кое-где виднеются остатки граффити — так поправляли положение после пожара, случившегося здесь в 1997 году. Интерьер не особенно презентабельный, но хоть на акустику жаловаться не приходится…
Так вот, уже в двенадцатый раз международная общественная организация "Ассоциация "Новая музыка" при поддержке ряда европейских культурных институций подарила одесситам, да и приезжим гостям фестиваля возможность в короткий срок ознакомиться с множеством оригинальных современных произведений, многие из которых именно на фестивале исполнялись впервые. На этот раз крен был совершен в сторону музыкального перформанса, имеющего под собой серьезную литературную основу. Камерная опера Ганса-Петера Френера по рассказу Исаака Бабеля в исполнении ансамбля "Нойе мюзик Цюрих", пьеса Александра Радвиловича по рассказу Федора Достоевского, которую исполнял ансамбль "Гармонии мира", присутствие классика украинской музыки Валентина Сильвестрова на исполнении вокальных произведений на стихи Александра Пушкина, Григория Хорошилова, Велимира Хлебникова, Романа Кофмана — все эти основанные на слове и смысле фестивальные события воспринимались особенно остро и волнующе.
Своим искусством в режиме нон-стоп поражали немецкий пианист Йенс Барник, одесские коллективы "Фрески", "Гармонии мира", "Каданс", "Виолончелиссимо", "Senza sforzando", норвежский ансамбль "Асамисимаса", фортепианный дуэт из США "Рунедако", ансамбль "Нойе мюзик Цюрих" (Швейцария), трио "La Tache" (Швейцария — Германия) и "Les eclats du son" (Германия), любимец одесской публики саксофонист из Франции Пьер Стефан Меже, греческий композитор и пианист Минос Борбудакис. С программой "Музыка гендерных парадоксов" украинский баянист Роман Юсипей сорвал бурю оваций. Произведения Кармеллы Цепколенко, Любавы Сидоренко, Анны Гаврилец, Аллы Загайкевич, Виктории Полевой и Сергея Зажитько прозвучали в разделе "Соло-солиссимо ONLY YOUsipey" лаконично и совершенно, с почти эстрадным блеском.
Но все же всех затмили, как, впрочем, и всегда, перкуссионисты Фрайбургского музыкального университета, руководитель которого Бернхард Вульф является бессменным президентом "2Д2Н". Тому есть множество причин, и главная из них такова: мелодическая фантазия человечества давно уже сошла на нет, а поискам в области тембровых и ритмических новаций не видно конца. Публика в зале всегда заметно оживляется во время исполнения концертных номеров на одной перкуссии, это неизменно ново, свежо, заряжает энергией. Что особенно приятно, перкуссионисты из Фрайбурга блистали в уже ставших классическими произведениях Рассела Пека "Есть старт!" (1966) и Винко Глобокара "Туше" (1973). Последнее произведение, исполненное Максом Рифером, заставило испытать ностальгию по фестивалю 1997-го, на котором "Туше" исполнял одессит, аспирант Фрайбургского музыкального университета Славик Стахов. Правда, в несколько другой аранжировке, с использованием эффектов, записанных на магнитную пленку. Максу Риферу вполне хватило исполнительского мастерства и выразительной французской речи, ведь "Туше" написано для перкуссиониста-разговорника и весьма остроумно по своему литературному содержанию.
Тот же Макс Рифер в дуэте с Себастьяном Фольцем сорвал овации во время мировой премьеры пьесы одесского композитора Юлии Гомельской "Гуцулка-дэнс", в которой присутствуют и карпатский мелос, и подражание колокольному звону, и самые современные приемы музыкального изложения и звукоизвлечения, а главное — бешеная энергетика. Заметно меньше стало на фестивале медленных, мрачных, тягучих произведений в духе "drumming", что в переводе с английского звучит как "бубниловка" или "бубнеж". Отмирающая тенденция! Вселенская тоска, неизбывная, как зубная боль в отсутствие врачебной помощи, более не в моде. А с помощью чего извлекаются звуки, пусть даже это нитки, столярные инструменты или надувной шарик, — всего лишь детали!

Мария ГУДЫМА.Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.