На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ТАЗРИА-МЕЦОРА


На этой неделе мы читаем сдвоенную главу, которая посвящена специфическому вопросу, не имеющему аналогий в других мировых религиях, — ритуальной чистоте.

Оказывается, есть такое понятие, имеющее мало общего с общепринятым понятием физической чистоты. Законы ритуальной чистоты и ритуальной нечистоты слишком сложны, чтобы о них можно было говорить в нескольких словах на популярном уровне. Заметим, что относятся они к духовной сфере, актуальными были в эпоху Храма и ныне изучаются только в ешивах. Это не значит, будто они потеряли свой смысл, просто временно и на нашем уровне они перестали были главными в том ряду заповедей Торы, которые соблюдаются еврейским народом. Практическое их приложение сегод-ня ограничивается несколькими сферами, в частности — переходом в иудаизм и законами "чистоты еврейской семьи".
Когда евреи принимали Тору, за несколько дней до Синайского Откровения, им было предложено "очиститься", т. е. приготовиться к принятию Торы. Если вы скажете, что они должны были "очистить свои души", то окажетесь правы. Надо было подготовиться морально и духовно. Но что значит — "очистить души"? Сказано было — "вымойте свои одежды". Причем подразумевалось, что вымыть надо и тело. Другими словами, впервые была упомянута заповедь о микве.
Миква — специальный ритуальный бассейн, наполненный водой, которая связана с естественным источником. Воды в ней должно быть не меньше определенного объема; сделана она по установленным правилам; погружаются в нее тоже согласно целому ряду выработанных постановлений, основание для которых получено также на Синае — как и вся Тора. Так, принято окунаться перед праздниками; многие посещают микву накануне субботы и почти все — накануне Йом-Кипура. Нееврей, переходящий в еврейство, должен быть обрезан (с ведома и под надзором раввинов), а затем он обязательно окунается в микву. Без миквы нет перехода в нашу веру. В-третьих, в микву регулярно, почти ежемесячно, окунается каждая замужняя еврейская женщина. Во время месячных плюс еще несколько дней супругам запрещена физическая близость. После посещения женщиной миквы этот запрет снимается. Происходит как бы обновление супружеских отношений. Может быть, именно здесь кроется секрет крепости еврейской семьи. Так или иначе, заповедь миквы соблюдается нашим народом вот уже больше трех тысяч лет. Без миквы нет общины, вне общины нет евреев...
Все правила, касающиеся миквы, изложены в Устной Торе. Но помним ли мы, что такое Письменная Тора? Скажем и о ней несколько слов. Под словом "Тора" мы привыкли понимать Пятикнижие, данное нам через пророка Моше. Оно действительно состоит из пяти книг: "Берешит", "Шмот", "Ваикра", "Бемидбар" и "Дварим". Это собственно Тора. Есть еще "Невиим" ("Пророки") и "Ктувим" ("Писания"). По первым буквам трех слов: Тора, "Невиим", "Ктувим" — весь письменный свод наших книг принято называть Танах (в иврите нет буквенных обозначений для гласных звуков, поэтому пишут просто три буквы т-н-х, но произносят, тем не менее, Танах).
Всего в Танахе двадцать четыре книги. В "Невиим" кроме книг пророков Йирмеяу, Йехезкеля и Йешаяу вошли также "Книга Йеошуа", описывающая вступление еврейских колен в страну Кенаан; книга "Шофтим" ("Судьи") — о первом периоде жизни евреев в Израиле; "Книга Шмуэля" и "Млахим" ("Цари") — о периоде правления еврейских царей. Есть еще сборник двенадцати так называемых "малых" пророков, среди которых Йона, Овадия, Зехария и др. В Писания вошли следующие книги: пять свитков — Рут, "Коэлет" ("Экклезиаст"), Эстер (читается на Пурим), "Шир-Аширим" ("Песнь песней") и "Эйха"; кроме того — "Теилим" ("Псалмы"), "Мишлей" ("Притчи"), книги Йова, Даниэля, Эзры и Нехемьи, а также "Диврей-Аямим" ("Книга хроник").
Все книги написаны на иврите, кроме нескольких отрывков в ряде текстов, написанных на арамейском языке, принятом тогда в Эрец Исраэль. Никакие другие древние книги в Танах включены не были. Остались вне канона сочиненные по-гречески "Книги Маккаби" — о войне с греко-сирийцами; книги Иосифа Флавия, написанные на латыни, и пр. Все они являются несомненным подспорьем для историков, представляя собой свидетельства очевидцев, участников или просто людей, близких к описываемым событиям. Но для нас, евреев, в них нет никакой святости. Они — просто памятники литературы и истории. Чего нельзя сказать о Танахе. Ибо Тора для нас — не памятник, а сама жизнь...
Мы начали с ритуальной чистоты. Но Тора требует от нас чистоты во всех словах, делах и помыслах. Великий учитель нашей эпохи, Хафец Хаим, издавший ряд книг по чистоте речи (с изложением запретов на сплетни и злословие), говорил, что ему, как автору этих книг, надо вдвойне придирчиво смотреть за своими словами: "Если я согрешу речью, то буду обвинен на Небесном суде также и за то, что, продавая свои книги, обманывал людей. А поскольку они платили деньги, то как бы не получилось, что их обокрали"...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.