(Продолжение. Начало в № 499.)
ОТНОШЕНИЕ ЙОСЕФА К ЕГИПТЯНАМ В ГОЛОДНЫЕ ГОДЫ
В годы голода запасы зерна оставались только у Йосефа. Не одни египтяне, но и иноземцы были вынуждены обращаться к нему за пропитанием. Поэтому в сокровищницах фараона скопились несметные количества золота и серебра.
Все это богатство направил в Египет Ашем, чтобы исполнить обещание, данное Аврааму: евреи уйдут из этой страны с большим достоянием. Поэтому то богатство накапливалось исключительно для евреев — чтобы они взяли его с собой при выходе из Египта.
Решив правильно распорядиться накопленным богатством, Йосеф разделил его на три равные части и зарыл в разных местах. Сокровища были обнаружены только много лет спустя.
Один клад попал в руки Кораха, который в результате стал самым богатым человеком на Земле.
Другой клад обнаружил и использовал его для помощи евреям римский император Антоний.
Третий клад до сих пор не найден. Его обнаружат только во времена Машиаха.
* * *
Когда сбережения египтян иссякли, им стало не на что покупать зерно, и они начали продавать Йосефу своих коней, овец и ослов. На второй год голода они пришли и сказали: "Йосеф, единственное, что нам еще принадлежит, — это наши жизни и наши земли. Взамен на зерно мы станем твоими рабами и отдадим тебе свои владения, чтобы не погибнуть от голода". В результате Йосеф приобрел в собственность фараона все египетские поля, а египтяне оказались в положении подневольных арендаторов, обрабатывающих владения фараона и вынужденных отдавать ему пятую часть урожая.
* * *
Однажды египтяне пришли ко двору Александра Великого.
— Мы предъявляем евреям иск, — сказали они.
— За какой их проступок? — спросил Александр.
— В их Торе рассказывается, что когда они покидали Египет, то выпросили у своих соседей серебро и золото и вывезли из страны все сокровища. Но нигде не говорится о том, что они вернули эти деньги. Следовательно, они у нас в долгу!
Александр приказал вызвать представителей евреев. Геива бен Петита явился в суд и выступил так:
— Наши предки, шестьсот тысяч физически сильных мужчин, трудились на египетского владыку целых двести десять лет. Давайте подсчитаем, какая сумма причитается в год каждому работнику, после чего узнаем сумму, положенную за все двести десять лет, затем умножим результат на шестьсот тысяч, по числу работников. Так мы получим сумму, причитающуюся за работу в Египте. С оставшимся излишком, если он будет обнаружен, мы готовы расстаться. Боюсь, что вы окажетесь нашими должниками.
Когда начали подсчитывать причитающуюся евреям сумму, она быстро выросла до астрономических размеров. Египтяне вовремя прекратили спор и удалились.
Тем не менее, возникает вопрос — почему египтяне согласились с рассуждениями Геивы бен Петита. Ведь может показаться, что задолжал евреям только фараон, ибо именно он поработил евреев и не заплатил за работу. При чем тут все остальные египтяне? Именно они и "пострадали", ибо у них евреи забрали золото и серебро!
Ответ заключается в том, что вся египетская земля, ее жители и все богатства принадлежали только одному фараону. Йосеф приобрел для египетского владыки всю страну со всем ее содержимым — и богатством, и людьми. И хотя он сдал землю в аренду ее бывшим хозяевам, разрешив им обрабатывать ее, законным владельцем земли оставался фараон, которому египтяне должны были отдавать пятую часть урожая. Поэтому евреи имели право унести с собой богатство своих соседей-египтян, ибо оно принадлежало не им, а фараону, хозяину всей страны.
Но какая польза была Йосефу от того, что египтяне отдавали фараону пятую часть урожая?
Йосеф таким образом расплачивался с фараоном за те пять благодеяний, которые тот для него совершил.
1. Фараон выделил Йосефу царские одежды.
2. Подарил ему золотое ожерелье.
3. Разрешил Йосефу ездить в царской колеснице.
4. Фараон велел, чтобы впереди Йосефа всегда выступали гонцы, которые приказывали всем падать перед ним на колени.
5. И последнее — фараон назначил его наместником над всем Египтом.
Среди египтян было одно сословие, с которым Йосеф обходился иначе, чем со всеми остальными, — жрецы. Они были освобождены от работы на фараона и от обязанности отдавать пятую часть урожая. Йосеф разрешил им сохранить свои владения, а фараон выдавал им пропитание. Таким образом Йосеф отплатил им благодарностью за то, что жрецы спасли его жизнь, когда жена Потифара попыталась обвинить его. Если бы не их суд, Потифар вынес бы решение казнить Йосефа.
Как только закон, дающий жрецам особое положение, был введен в действие, вдруг оказалось, что египетское население почти полностью состоит из священнослужителей. Многие пытались сохранить право собственности на свои владения, объявив себя потомками жрецов. Но Йосеф проверил тщательно все египетские архивы и предъявил записи, удостоверявшие истинное происхождение каждого человека.
Вполне правомерен вопрос: зачем нам так пристально интересоваться судьбой египетских жрецов? Тора повествует о них для того, чтобы преподать урок: даже если фараон даровал особое положение своим жрецам-идолопоклонникам, признав их превосходство, и потом поддерживал их, то мы тем более должны отличать талмидей хахамим (наших мудрецов), упорно занимающихся изучением Торы!
В напоминание о том, что земля больше не принадлежит им, Йосеф выслал всех египтян из их родных городов.
У Йосефа была еще одна причина, по которой он хотел изменить место жительства каждого египтянина: так он подготавливал почву для будущего египетского изгнания своих потомков. Когда евреи станут здесь пришельцами, египтяне, потерявшие свои дома и земли, не смогут смотреть на них свысока — как на чужеземцев. Именно поэтому и стремился Йосеф сделать египтян чужими в их собственной стране.
Голод прекратился после того, как Яаков даровал фараону свое благословение (что произошло на второй год голода). На третий год египтяне засеяли поля, собрали богатый урожай и пятую его часть отдали фараону.
Все это время Йосеф снабжал пищей своих родных, обитавших в земле Гошен. Каждому члену семьи он выдавал дневную норму зерна, а маленьким детям отпускал большие порции, тщательно следя за тем, чтобы в продовольственные списки было внесено имя каждого родившегося еврейского ребенка.
Со временем сыны Израиля прочно обосновались в земле Гошен. Они выстроили себе дома учения, чтобы изучать Тору, построили жилые дома, возделали поля и насадили виноградники.
ПРОСЬБА ЯАКОВА — ПОХОРОНИТЬ ЕГО В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ
В чем разница между жизнью цадика (праведника) и раши (злодея)? Раша вначале может наслаждаться безмятежным спокойствием, но его радости рано или поздно приходит конец, и она сменяется цепью бесконечных невзгод. Цадик же вначале обречен на страдания, пережив которые он вступает в полосу счастья, — и оно длится вечно.
* * *
После десятилетий, полных невзгод, Яаков прожил в Египте семнадцать лет, и весь египетский период его жизни был наполнен ничем не омрачаемыми спокойствием и счастьем. Действительно: Яакову посчастливилось увидеть Йосефа в роли владыки, а всех своих сыновей — праведниками, следовавшими путями своего отца.
Тора говорит об этих семнадцати годах как о "годах жизни", ибо все это время Яакова осенял руах акодеш. Таким образом, Ашем вознаградил его за те семнадцать лет, которые он провел в скорби по Йосефу.
Когда Яаков ослабел и почувствовал, что его конец близок, он послал за Йосефом и попросил того, чтобы его не хоронили в Египте. При этом он взял с Йосефа клятву, что его тело перенесут в Эрец Исраэль и похоронят там. Обратился он к Йосефу, а не к другим сыновьям потому, что остальные его дети были бессильны что-либо сделать. Только Йосеф мог получить от фараона разрешение покинуть Египет, чтобы перенести останки своего отца в Эрец Исраэль.
Почему Яакову так важно было, чтобы его похоронили в Эрец Исраэль?
Наши мудрецы, благословенна их память, учат, что те, кто похоронен в Эрец Исраэль, первыми поднимутся, когда придет время тхият аметим, воскрешения мертвых. А что же с другими евреями, похороненными за пределами Эрец Исраэль? Мудрецы нам объясняют, что Ашем создаст специальные подземные туннели в то время, и тела всех евреев как бы передвинутся по ним в Эрец Исраэль. И только в Святой Земле каждый еврей будет воскрешен из мертвых.
Поэтому Яаков и наказал Йосефу: "Не хорони меня в Египте. Я хочу избежать мучений от перемещения в Эрец Исраэль в дни тхият аметим".
У Яакова были и другие причины, по которым он не хотел, чтобы его хоронили в Египте. Он боялся, что если его похоронят там, то его потомки станут считать Египет своей родиной. Они ведь могли рассуждать так: "Если бы эта земля не была святой, то в нее не зарыли бы тело праотца Яакова". А Яаков хотел, чтобы его потомки всегда осознавали свое пребывание в Египте временным, сколько бы оно ни продолжалось. Еще одна причина — это опасение, что египтяне начнут поклоняться его останкам и объявят их б-жественными. Ведь они знали, что после прихода Яакова в Египет голод прекратился. Яаков предвидел также, что одной из Десяти казней, которыми Ашем накажет в будущем Египет, будут вши, которые поразят даже тела мертвых (а он не хотел полагаться на то, что его останки будут избавлены от этого наказания с помощью чуда).
Яаков попросил Йосефа: "Перенеси мое тело в пещеру Махпела, ибо я хочу лежать вместе с моими отцами, чтобы восстать с ними из мертвых, когда наступит для этого время".
(Каждому человеку стоит позаботиться о том, чтобы его похоронили рядом с цадиками, дабы оказаться с ними вместе, когда настанет время тхият аметим.)
— Я сделаю, как ты велишь, — ответил Йосеф отцу.
— Поклянись моей брит-милой, — потребовал Яаков.
Йосеф поклялся. Тогда Яаков повернулся лицом к Шехине, покоившейся над его ложем (Шехина всегда присутствует у ложа больного), и поклонился, чтобы поблагодарить Ашема за то, что его желание признано.
Жизнь проходит подобно тени, но не тени глухой стены или тени дерева, прочно держащегося корнями за почву. Она проходит подобно тени летящей птицы: мелькнула и исчезла. Все мы знаем, что наши тела не вечны. На словах мы признаем, что каждый человек смертен, жизнь рано или поздно проходит, все должны когда-нибудь умереть. Но ведем себя так, будто смерть лично к каждому из нас никогда не придет.
Наши праотцы всегда помнили, что в этом мире они лишь временные жители, которых поместили сюда только на короткий век. Они провели свою жизнь в подготовке к миру грядущему, ибо жили всегда с ясным сознанием смерти.
Рабби Моше ВЕЙСМАН.
(Продолжение следует.)