Мирьям ЛЕВИ
(Продолжение. Начало в № 536.)
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
Еда
В книге о том, как растить детей, Бенджамин Спок пишет:
Почему столько детей плохо едят? В основном, потому что матери заставляют их есть хорошо. И не видно особых проблем с питанием у младенцев и маленьких детей, матери которых не беспокоятся об их диете. Можно шутя сказать, что требуются знания и много месяцев тяжелой работы, чтобы создать проблемы с питанием.
Один ребенок рождается с волчьим аппетитом, который сохраняется, даже когда он расстроен или болен. У других аппетит более умеренный, и на него легко влияют настроение и здоровье. Первый ребенок может стать полным, а второй скорее будет худым. Но каждый ребенок рождается с достаточным аппетитом, чтобы сохранять здоровье и работоспособность (Бенджамин Спок. Здравый смысл ребенка и забота о детях. Нью-Йорк, 1962).
Родители могут избавить себя от многих лишних неприятностей по поводу проблем питания, если запомнят основное правило: не убеждайте, и тем более не заставляйте ребенка есть. У детей есть прирожденный аппетит. Когда они голодны, они едят.
Матери иногда боятся, что если последуют этому совету и дадут ребенку есть то, что он хочет, это может привести к какой-нибудь недостаточности в питании, и соответственно, в развитии ребенка. Доктор Спок пишет, что вряд ли такая опасность реальна.
Важно помнить, что у детей есть врожденный механизм, который дает им знать, сколько еды и какого типа им необходимо для нормального роста и развития. У детей чрезвычайно редко бывают случаи серьезного недоедания, авитаминоза или болезней из-за проблем питания.
Доктор Спок описывает известный эксперимент Клары Дэвис. Десятимесячным младенцам давали выбирать любую цельную неочищенную пищу, которую они хотят.
И дети прекрасно справлялись с этим долгое время, составляя себе диету, которую любой ученый признал бы хорошо сбалансированной.
Тем не менее, родителям, у которых дети плохо едят, стоит время от времени показывать детей врачу, чтобы он оценил диету и порекомендовал, если это необходимо, добавки к рациону или даже медицинские препараты.
ИЗБЕГАЙТЕ ПРОБЛЕМ С ПИТАНИЕМ
С самого начала мы должны показать доверие к врожденной способности детей судить о том, что для них хорошо. Не пытайтесь заставлять ребенка выпить из бутылочки больше, чем ему хочется. Вводите твердую пищу постепенно; а когда ребенок отказывается от какой-то пищи, забирайте ее. Можете попробовать дать ее через несколько недель. Если аппетит ребенка упал, и он вроде бы не очень хочет есть (иногда из-за боли от роста зубов), не старайтесь, чтобы он съел побольше. Дети должны относиться к еде как к чему-то желанному, а не как к одолжению, которое они нам делают.
Матери часто совершают ошибку, продолжая кормить малыша, который очевидно потерял интерес к еде. Когда ребенок начинает ерзать и отворачивается от ложки, поймите, что ему больше не нужно есть, и выньте его из стульчика.
Иногда нежелание есть вызывает какая-то определенная пища — обычно что-то растительное, — чего дети не любят. А матери продолжают настаивать на своем, стараясь всеми способами впихнуть в ребенка еще. Зачастую они даже смешивают еду, которая ему не нравится, с той, которую он любит. Но обычно ребенка не так легко одурачить. Даже если он съест эту пищу, он почувствует в ней что-то не то, и это может вызвать у него подозрительность ко всякой еде. Родителям не мешает спросить себя: а стоит ли это делать? В конце концов, и у взрослых есть один-два вида пищи, которые они не любят. Отвращение ребенка вполне естественно, и мы доставляем ему настоящее страдание (а себе много проблем) каждый раз, когда подвергаем его такому испытанию.
Когда дети становятся старше, их вкусы и аппетиты начинают меняться, и иногда это приводит к развитию упрямства в отношении еды, что затем может легко перерасти в проблему питания. Обеспокоенная мать пытается заставить ребенка есть побольше, а он наоборот — ест меньше.
Раздражение матери может перерасти в гнев, она глубоко разочарована из-за того, что ребенок отказывается есть; а это, в свою очередь, еще сильнее снижает его аппетит. Время еды становится периодом конфликтов и сражений. Теперь ребенок уже не только воспринимает еду как средство удовлетворения желаний матери, но и себя начинает считать плохим из-за того, что ест не так, как хотят его родители.
Чтобы избежать этих проблем, родителям нужно сделать усилие и перестать беспокоиться о том, как едят их дети. Следует положиться на естественный аппетит и кормить их в соответствии с их желанием. Помните, что нет "плохих" или "хороших" едоков, а есть только дети с большим или небольшим аппетитом. Не измеряйте свой успех тем, как много съест ваш ребенок. Когда напряженности нет, родители уже не станут так расстраиваться из-за того, что их ребенок ест мало.
Не стоит и устраивать баталии с ребенком, который не доедает то, что положили ему на тарелку. Мы можем избежать всех этих трудностей, если предложим ребенку помочь и сначала спросим его, чего и сколько он хочет, и положим ему только то, что он выберет. (На самом деле лучше всего сначала класть ребенку совсем немного, чтобы он потом попросил добавку.) Таким образом, то, что у ребенка на тарелке, будет под контролем, и не придется настаивать, чтобы он все доел. А если он все-таки не хочет есть, можно сказать: "Хорошо, я надеюсь, ты сейчас не голодный; ты можешь съесть это попозже". (Теплую еду следует подогреть по вкусу.) Детей нужно научить, что выбрасывать еду нехорошо (Шабат, 129а; Рамбам, Мишнэ Тора, Гилхот млахим, 6:10).
(Продолжение следует.)