Законы Торы определяют начало дня — с вечера. Соответственно, и кончается день тоже вечером. Так как об этом сказано в Торе: \"И был вечер, и было утро; день один\" (Берешит, 1:5). При этом остается некоторая неясность: что считать вечером, и где точно пролегает граница между днем и вечером — в начале вечера или в конце. Устная Тора (в Талмуде — трактат Берахот, первые листы) дает нам такое определение: граница — это конец вечера, то есть начало ночи, а ночь начинается с момента появления на небе трех звезд средней величины (именно звезд, а не планет). Таким образом, точно определено время окончания Субботы и праздничного дня — момент появления на небе трех звезд.
Однако начинается Суббота и праздничный день с начала вечера. И вот почему. Законы Торы указывают, что в Субботу мы не должны заниматься никакой работой. Чтобы не нарушить это предписание, Устная Тора \"подстраховывает\" нас, относя начало праздника не к концу вечера, а к самому его началу — с момента захода солнца (обычно — за 20-50 минут до появления трех звезд, а иногда и больше — в зависимости от географического положения населенных пунктов и времени года). Поэтому Суббота и праздники начинаются с момента захода солнца и кончаются в момент появления трех звезд.
Как только Тора была получена у горы Синай, еврейские женщины взяли на себя обязательство зажигать субботние свечи за 18 минут до захода солнца. Поэтому для них Суббота (то есть прекращение работ) наступает с момента зажигания свечей. Но для других членов семьи Суббота наступает чуть позже — с момента захода солнца.
Впрочем, и здесь есть одно уточнение. Индивидуально начало Субботы может наступать и раньше установленного времени. Если человек произносит молитву (один или в общине) \"Каббалат Шаббат\" (\"Встреча Субботы\"), то Шаббат наступает для него (или всей общины) сразу же после завершения чтения этой молитвы. Такое может произойти за несколько минут, а то и за час-два (особенно — летом) до захода солнца. Но во всех случаях Суббота и праздники начинаются не позднее захода солнца.
Завершаются они, как мы уже говорили, с появлением на небе трех звезд средней величины. Но поскольку мы не всегда можем отличить звезду от планеты, рекомендуют дождаться появления пяти светил — среди них с максимальной вероятностью окажутся три \"нужные нам\" звезды. Однако самое правильное — пользоваться для определения времени завершения Субботы, как и времени зажигания субботних свечей, еврейским календарем (Луах а-Шана), в котором указывается время, рассчитанное для города, в котором вы живете и проводите Шаббаты и праздники. Если же интересующий вас населенный пункт в календаре не значится, следует иметь в виду, что \"расчетное время\" в календаре действительно в радиусе 50-ти километров. Впрочем, в этом случае советую для определения конца Шаббата добавить \"на всякий случай\" еще 10 минут.