(Продолжение. Начало в № 499.)
ЗАКОНЫ, ПРИНЯТЫЕ ЙОСЕФОМ НА ВРЕМЯ ГОЛОДА
Йосеф постановил:
— продовольствие будет бесплатно распределяться только среди египтян, но зерно будет продаваться нуждающимся из любой другой страны. (То было неслыханным новшеством, так как все прежние правители старались обеспечивать нужды только своего народа. Однако Йосеф был чуток к страданиям любого человека и готов был помогать любому нуждающемуся);
— ни одному чиновнику не будет разрешено продавать зерно в руки раба. Купить или получить зерно могут только главы домов или члены их семей (но не работники или рабы);
— каждому нуждающемуся будет выдано зерна не больше, чем сможет увезти один осел;
— зерно можно будет покупать только для своей семьи, но не для торговли. Наказание за нарушение этого пункта будет суровым — смертная казнь;
— имя и фамилия каждого, прибывающего в страну для покупки зерна, должны быть зарегистрированы в специальной книге;
— главным надзирателем за продажей зерна был назначен сын Йосефа, Менаше.
Египтяне были восхищены осмотрительностью и проницательностью Йосефа, которому с помощью введения этих законов удалось искусно распределять запасы зерна. Им было невдомек, что эти законы были введены с совершенно другими целями, а именно:
— Йосеф не сомневался, что рано или поздно его братья придут в Египет за зерном. Для этого он и постарался исключить любые варианты, при которых братья смогут остаться незамеченными, придя в страну. Чтобы отец не мог послать рабов, Йосеф и издал закон, который предусматривал продажу зерна только хозяевам семей и их ближайшим родственникам (например, сыновьям);
— Йосеф хотел встретиться сразу со всеми братьями, поэтому он приказал не продавать зерна больше, чем сможет увезти один осел;
— ну, а если Яаков решил бы купить зерно в другом месте? И этот вариант Йосеф предусмотрел, запретив перепродажу зерна в третьи руки;
— Египет — огромная страна. Братья могли купить зерно и уйти незамеченными. Чтобы этого не произошло, Менаше был назначен ответственным за составление списков всех въезжавших в страну. В списки вносились имя прибывшего, имя его отца и название страны, из которой он прибыл.
БРАТЬЯ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ЕГИПЕТ
За зерном в Египет стали съезжаться со всех концов света. Золото, серебро и другие ценности хлынули в египетскую казну — ведь Ашем обещал Аврааму, что его потомки "выйдут с большим достоянием" ("Берешит" 15:14) из Египта.
На второй год голода Яаков сказал сыновьям: "Наши запасы зерна уменьшаются. Не будем вести себя так, чтобы наши соседи стали нам завидовать, думая, что у нас достаточно еды. Я слышал, в Египте до сих пор хватает зерна. Собирайтесь в путь, купите и нам продовольствия".
Говоря это, Яаков произнес редкое слово "шевер", означающее два понятия — "зерно" и "надежда". То есть его фразу можно прочитать и так: "Я вижу надежду в Египте". Все это время Яакова не покидало ощущение, что Йосеф жив и находится в Египте. Однако он не был в этом вполне уверен, так как Шехина оставила его, поскольку все это время он продолжал оплакивать своего сына.
После продажи Йосефа не было ни одного дня, чтобы братья не говорили друг другу: "Надо бы поискать Йосефа в Египте и вернуть его отцу!" И вот теперь, когда им представилась возможность отправиться в Египет, они очень обрадовались.
В Египет Яаков отправил только десятерых сыновей, оставив Биньямина дома. Он прекрасно понимал, что им предстоит опасное путешествие, и не хотел подвергать опасности жизнь младшего сына. В конце сборов он тщательно проинструктировал сыновей, как себя вести в чужой стране.
— Не входите в Египет все вместе. Десять молодых, сильных и красивых мужчин могут вызвать зависть у окружающих, поэтому войдите в разные ворота, — сказал им Яаков.
Итак, за зерном в Египет отправились десять сыновей Яакова, именно те, кто присутствовал при продаже Йосефа. Теперь пришла их очередь переносить страдания — чтобы искупить грех, который они когда-то совершили.
Исполняя наставления отца, братья вошли в Египет через разные ворота. Вечером того же дня Менаше принес Йосефу список новоприбывших. Бегло просмотрев его, Йосеф обнаружил имя Реувен бен Яаков. Тогда он более тщательно прочел список и нашел имена Шимон бен Яаков и Леви бен Яаков.
Тут же Йосеф издал приказ закрыть все хранилища в стране, кроме одного, а страже этого хранилища приказал: "Я вам даю список из нескольких имен. Как только эти люди придут за зерном, немедленно задержите их и пошлите ко мне".
Прошло три дня, а о братьях ничего не было слышно. Тогда Йосеф приказал отряду солдат обыскать город и найти их. Солдаты отправились на поиски и обнаружили молодых мужчин в квартале, пользующемся весьма дурной славой. Позже выяснилось, что братья искали там Йосефа, так как думали: "Наш брат был настолько красив, что наверняка оказался в таком дурном месте".
Узнав, где они находятся, Йосеф послал к ним Менаше с приказом, что им надо немедленно предстать перед царским наместником.
— Тут, наверное, какое-то недоразумение, — решили братья. — Должно быть, наместник боится, что мы ввезли в страну какой-то дорогой предмет и не заплатили ввозную пошлину. Подозрение с нас снимут очень быстро, как только поймут, что у нас, кроме денег, ничего с собой нет.
Когда братья пришли во дворец, их тут же ввели к наместнику. Им оказался молодой мужчина с короной на голове, одетый в шелковые роскошные одежды. Братьям и в голову не могло прийти, что это — Йосеф. Узнать его было тем более трудно, что помнили они его юным мальчиком, а сейчас перед ними стоял зрелый мужчина с внушительной бородой.
Правитель стал разговаривать с братьями на египетском языке, а помогал Менаше, который переводил ему на египетский язык то, что говорили братья, а им — на еврейский слова властелина.
Рабби Моше ВЕЙСМАН.
(Продолжение следует.)