На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Талант, ограненный интеллектом


Увидел свет новый диск лауреата Международного конкурса вокалистов К. Котельникова. На нем запечатлено исполнение певцом старинной вокальной музыки композиторов 17-18 веков. Для меня это повод рассказать о деятельности музыканта, находящегося сегодня в зените своего незаурядного дарования. А то, что он родился в Одессе, и значительная часть его жизни прошла и проходит на моих глазах, дает основание рискнуть на "штрихи к творческому портрету".

Дж. Лаури-Вольпи в знаменитой книге "Вокальные параллели" писал: "Яркие мужские голоса, представляющие собой основу, на которой держалась хоровая ткань (вокальная музыка начиналась с хоровой), были названы тенорами, буквально — "держателями". Стали они и "держателями" классической оперы, да во многом и вокальной музыки вообще".

Константин наделен светлым подвижным тенором, довольно свободно звучащим в верхнем регистре, обычно особо уязвимом у "держателей". Его голосу оказалось подвластно многое.

Он успешно осваивает оперную классику. Еще будучи студентом консерватории, совсем юный Костя дебютировал на сцене Одесской оперы в партии Ленского (Татьяна — ныне народная артистка Украины Т. Анисимова, поющая на столичных сценах Украины и России). Я был на этом спектакле и запомнил слова одобрения в адрес дебютанта народного артиста Украины, тоже тенора Анатолия Капустина, которые помогли Константину поверить в свои силы.

Он спел Князя в спектакле "Русалка" оперной студии консерватории (Наташа — теперь заслуженная артистка Украины, лауреат конкурса имени Чайковского, профессор консерватории Т. Захарчук). К слову, студент Котельников оказался тогда единственным певцом в городе, который мог исполнить партию героя этой оперы.

Консерваторию он окончил в ранге лауреата, по праву заслужив овации на выпускном концерте. А вскоре спел Герцога в спектакле Национальной оперы Молдовы. Это был его оперный дебют как дипломированного специалиста. Мне не пришлось присутствовать на том спектакле, как и основному педагогу Константина М.П. Вержбицкой. Но спектакль был записан на видеокассету, и мы получили возможность ознакомиться с ответственным профессиональным дебютом молодого певца. Человек требовательный и честный, Мария Павловна после просмотра кассеты сказала: "Теперь ты певец".

Котельников был последним и трогательно любимым учеником этого педагога, всю жизнь незаслуженно остававшегося в тени более энергичных деятелей. Я бы назвал ее жизнь в музыке, пользуясь словами поэта, "тихим подвигом терпения". Когда на одном из концертов Константина я положил ей на колени розы, она испуганно вздрогнула...

Думаю, что без ее участия Котельников не стал бы певцом. Поясню. Он родился в интеллигентной одесской семье, где царила непоказная любовь к искусству в самом широком смысле этого слова. Косте и его сестре Кате (сейчас она педагог и композитор, ее сочинения, между прочим, поет брат) родные прививали любовь к литературе, живописи, театру, музыке. В их доме организовывали для детей игры вроде "Что? Где? Когда?".

Дедушка Кости, незабвенный Александр Лазаревич Гринбейн, с которым мы еще не были знакомы, приводил внука на мои лекции по искусству. Юноша обратил на себя внимание вопросами, свидетельствовавшими о его любознательности и эрудиции. Он не со всем соглашался, спорил, отстаивал свою точку зрения. Это было неожиданно и интересно.

Путь Кости в искусство не был простым: традиции семьи привели его на стезю медицины. Но деятельная любовь к музыке не угасала. Учась в медине, он выступал в концертах художественной самодеятельности, познавая успех, радуясь признанию. Брал уроки вокала у Марии Павловны Вержбицкой. Поступил в консерваторию. Совмещал учебу в двух столь разных учебных заведениях, и в обоих был отличником. Мария Павловна оставалась для него главным наставником и опорой: она верила в него как будущего певца-профессионала. Сомневавшиеся были и среди некоторых профессионалов, и среди близких. Но музыку он любил и любит страстно, глубоко. В ней смысл его жизни.

Константин отличается широтой интересов, он многогранно эрудирован. Котельникова без преувеличения можно назвать интеллектуальным человеком. Но активная работа ума не иссушает его, как это бывает, а углубляет постижение и воссоздание музыки (вспомним хрестоматийные слова Антона Рубинштейна об исполнении как втором творении музыкального произведения).

Музыкальные жанры Котельников не делит на высокие и низкие. Музыка бывает, да простится трюизм, хорошей и, мягко говоря, не очень. А далее все определяется исполнительскими возможностями певца. Надо суметь уйти от наслоений, от груза "традиций" и увидеть сочинение незамутненным взором, свежими очами. Ему это удается.

Мне кажется, что своеобразный центр интересов Котельникова-певца приходится на оперную музыку 19 столетия. Здесь к его достижениям кроме упоминавшегося Герцога могут быть отнесены Рудольф в "Богеме", Альфред в "Травиате", и особенно Альмавива ("Севильский цирюльник"). Даже многие выдающиеся вокалисты прошлого и современности не поют эту сложную партию россиниевского героя в полном соответствии с оригиналом — уж очень тот сложен технически, поэтому прибегают к адаптации музыкального текста к своим возможностям. Котельникову не нужно этого делать. Внешне он без особого труда выпевает все, предложенное композитором. Певец исполнял Альмавиву в престижном спектакле прославленного Мариинского театра, да к тому же на зарубежных гастролях. Говоря же об особо значимых для него спектаклях, не могу пройти мимо "Евгения Онегина" со знаменитым Сергеем Лейферкусом. Котельников оказался достойным партнером мэтра мировой оперной сцены.

Кроме, условно говоря, романтической оперы, Котельников оказывается убедительным при исполнении Мусоргского, Шостаковича. Его интересы и возможности столь широки, что он по приглашению пел и в... оперетте (в петербургском Театре оперетты, а также на сцене Михайловского театра оперы и балета).

Говоря о широте творческих устремлений Котельникова, нельзя пройти мимо постижения им камерной музыки, концертного репертуара. Концерты певца проходят неизменно с успехом и, как правило, в заполненных залах, включая филармонический. Интерес публики обусловлен и музыкальностью певца, и большим диапазоном его возможностей.

Он, в частности, открывает слушателям мир старинной музыки. Если Баха и Перголези, Монтеверди и Паизиелло, А. Скарлатги и Каччини можно, хотя и не очень часто, слушать в концертах других исполнителей, то, скажем, Кавалли, Паскуини, Чампи — практически лишь у него. (К слову, сочинения всех этих авторов записаны на диске, с которого я начал рассказ.) Более того, Котельников поет классические русские романсы, народные песни, эстрадную музыку прошлого века, включая своеобразный репертуар неповторимого Вертинского (любое подражание ему обречено на провал) и даже... Шульженко. И это не вызывает неприятия, ибо вкус певца надежно оберегает его от выхода за пределы искусства. Любопытно, что временной диапазон авторов, чьи сочинения он исполняет, охватывает более четырех столетий!

Но при несомненной широте возможностей Котельников не всеяден.
Котельников отлично владеет словом, чему способствует знание языков — французского (это от семьи), немецкого, английского, итальянского, латыни. Он изучает не только нотный текст, но и творчество композитора, его эпоху, жизнь. Отсюда органичность интерпретации. Котельников просвещает себя и просвещает своих слушателей, но не "лекциями", а интеллектом интерпретатора.

Не могу не отметить высокое качество не только программ, но и программок его концертов, составляемых исполнителем тщательно, интеллигентно. Последнее далеко не "мелочь", хотя культура таких изданий в целом оставляет возможность желать много лучшего.

Признанием его концертной деятельности могут служить совместные выступления с органисткой народной артисткой России Ниной Оксентян. Они дали последний перед ремонтом зала концерт в петербургской Капелле в 2002 году, выезжали на гастроли в другие города. Своей энергией Константин заряжает отметившую 90-летие органистку, подвигая ее на переезды за сотни километров.

Человек благодарный, Константин, приезжая в Одессу, организует концерты в память Марии Павловны Вержбицкой, привлекая к участию в них других учеников педагога. Ему интересны и выступления в синагоге (мне довелось слушать Константина в одесской синагоге, он пел и в других синагогах). Он осваивает еврейскую музыку, еврейские мотивы в классике (в его активе есть и такая программа, она не только исполнялась публично, но и записана на диск).

В успехе этого певца у слушателей не последнюю роль играет и красота, стройность артиста, неизменно соответствующего облику его персонажей и на сцене, и в концертном зале.

Творческой деятельности певца-артиста присуще редкое взаимоуважение исполнителя и его публики. Ему свойственны бескорыстие музыканта и трезвый расчет, темперамент и сдержанность. Он человек своего времени, органично вписывающийся в реальность, — освоивший компьютер, Интернет. Он коллекционирует звукозаписи, ноты, книги. Его интересуют и опера, и балет, и драматический театр, и литература. Он завсегдатай театральных и концертных залов. Ему есть чем делиться. Он многое знает.

Котельников умеет ценить опыт предшественников. Сейчас приходится слышать — это стало модным — снисходительные рассуждения о Козловском, Лемешеве, даже о великой Каллас. Котельникову же многое импонирует у этих вокалистов. Он творчески учится у них. В частности, его занимает феномен творческого долголетия Михаила Александровича, хорошо певшего в очень преклонном возрасте. Если не ошибаюсь, во время последнего концерта в Одессе певцу-кантору было более 80 лет.

Вспоминаю, как еще совсем молодым Константин обратился к ведущей солистке одесской оперы Т. Симановской, которая охотно согласилась исполнить с ним сцены из "Травиаты". Их выступление в Доме актера на собрании Театрального общества имело большой успех. Константин выступал на этой сцене все шесть лет учебы, познавая радость общения с публикой, любимцем которой он стал. Его здесь до сих пор называют "сыном нашего полка". И не однажды, приезжая к родным в Одессу (ныне он живет в Петербурге), Константин выступает перед публикой Театрального общества, давшей ему счастливую путевку в жизнь.

В расцвете вокального дарования Котельников обратился к педагогике. Он умеет и рассказать ученикам, и показать (не только на уроках, но и в концертах), "как это делается". Конечно, он не учит "с голоса", он тактично вводит учеников в мир вокального искусства.

У него есть своя публика (это не так часто встречается, как декларируется). Когда после вынужденного перерыва состоялось выступление Котельникова в Театре имени Мусоргского, зал заполнили почитатели, радостно приветствовавшие любимого певца.

Он умеет анализировать, формулировать свои мысли и излагать их на бумаге. Он умеет учиться. С удовольствием рассказывает, как интересно было принимать участие в мастер-классах Г.П. Вишневской, самобытного человека и музыканта с неповторимой индивидуальностью.

Искусство певца Константина Котельникова знакомо во многих городах страны и далеко за ее пределами.
Константин и сегодня, познав многое, открыт новому, даже если оно хорошо забытое старое. Он интеллектуал, умеющий владеть своим талантом.

Валентин МАКСИМЕНКО.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2025, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.