Книга "Убегающее пространство" была выпущена московским издательством "Эксмо" уже после ухода из жизни ее автора, замечательного театрального художника, бывшего одессита Давида Боровского. Собственно, раньше она и появиться не могла. "Я не переношу привлекать к себе внимание. Обычно мне неуютно, когда на меня смотрят. Разглядывают. Предпочитаю смотреть и видеть сам", — так писал о себе сценограф. Не любивший много говорить на публике и даже в личных беседах, терявшийся от слишком пристального внимания, "Давид-строитель", как его называли в мире театра, оставил все же интересные заметки (сам он определял их жанр как "текстики", "прелестное и полезное ротозейство", "сумбуризм"), а также интервью. Книга получилась карманного формата, но каждое слово в ней — на вес золота. Иллюстрирована она фотографиями и рисунками Боровского, снимками из семейного архива.
"Записки молчуна" рассказывают кратко, но емко, о послевоенном детстве, начале театральной биографии в Киеве, о Варпаховском, Петрицком, Параджанове, Уманском, Балабане, Ефремове, Додине, Эфросе, Любимове, Высоцком…
И даже о безвестных художниках, монтировщиках, одевальщицах. Вторая часть книги ("Разговоры 90-х годов") состоит из бесед с театральным критиком Риммой Кречетовой. И здесь Боровский выглядит аристократом духа, стараясь вспоминать только положительное, например, о работе с Юрием Любимовым. А ведь бывало и всякое. Когда Любимов вычеркнул имя художника из афиши спектакля "Мастер и Маргарита", тот подал в суд, который выиграла уже его вдова Марина Боровская…
Приезжая работать в киевский театр имени Леси Украинки, художник вспоминал, как в былые времена актеры отдыхали на старой скамейке у служебного входа, на крылечке. Сегодня крылечко и скамейка восстановлены по эскизу Давида Боровского, и на скамейке вырезаны имена легендарных актеров театра. Что интересно, одновременно с "Убегающим пространством" вышло в свет второе издание книги другого выдающегося сценографа, Эдуарда Кочергина.
А скоро найдет путь к читателю книга Сергея Бархина, чье имя в сценографии ничуть не менее известно. Особое это удовольствие — книги художников, да еще театральных…
Карина РАУХ.