Талмуд Йерушалми. Один из двух Талмудов (второй — Талмуд Бавли, то есть Вавилонский), которые представляют собой расширенные комментарии на свод Мишны. (Мишна — запись Устной Торы, осуществленная раби Йеудой Анаси и его школой.)
Составлялся в Эрец Исраэль на протяжении трех столетий, завершен в середине 4 века. В его составлении принимали участие амораим (мудрецы-толкователи той эпохи), жившие в Тверии, Ципори, Лоде и Кейсарии. Название получил по имени еврейской столицы как символ неразрывной связи с учеными предыдущих поколений.
Как правило, этот вариант Талмуда не изучают в ешивах. Материал в нем носит более фрагментарный характер, нежели в Бавли. Он менее систематизирован и разработан. Более того, зачастую в нем вместо обсуждения тех или иных вопросов приведены только их результаты. По объему он меньше Вавилонского примерно в семь раз. Но все эти "недочеты", включая краткость, объясняются целым рядом причин, в том числе тяжелыми условиями, в которых оказались евреи Святой земли после ее включения в состав Римской империи. У них не было возможности предаться ученым занятиям в такой же степени, которая была характерна для мудрецов Вавилонии; последним не мешали ни власти, ни тяжелое материальное положение.
В Иерусалимском Талмуде представлены трактаты следующих разделов Мишны: Зраим (в Вавилонском из этого раздела есть только один трактат — Брахот), Моэд, Нашим, Незикин (кроме трактатов Авот и Эдуйот). Нет разделов Кодашим и Тоорот (последний представлен одним трактатом Нида). Итого 39 трактатов из 63, вошедших в Мишну. Кстати, в Вавилонском Талмуде 37 трактатов, но они полнее и объемнее Иерусалимских.
При ссылках на Иерусалимский Талмуд принято указывать название трактата, номер главы (перек), номер параграфа (алаха). В начале каждого параграфа дан текст соответствующей мишны, после которой идет комментарий (Гемара).